gala_gala15 (gala_gala15) wrote,
gala_gala15
gala_gala15

Легенде советского и "маэстро" военного кино - Леониду Быкову 90 лет!


ЛЕОНИД БЫКОВ — «НА МОИХ ПОХОРОНАХ НИКАКИХ РЕЧЕЙ – А ТО ВСТАНУ И УЙДУ»

Речей не будет, будет размышление...
Леониду Быкову сегодня исполнилось бы 90 лет!
Яркому, как июльский донбасский полдень, светлому как белая питерская ночь, чистому как байкальская вода, доброму и простому как парное молоко и свежий каравай, сложному и многослойному как замысловатая микросхема или программа, родному как старые соседи из отчего дома.

С ума сойти, он мог быть еще с нами, мог со всей страстью и искренностью большой души настоящего человека говорить о родном Донбассе, мог своим гигантским авторитетом и популярностью помочь кому-то из расчеловеченных одуматься и остановиться, вспомнить о своих корнях и о братстве, о человеческой своей сущности и о памяти поколений.

Но - не сложилось, не дожил, не увидел, не прочувствовал, да может и к лучшему, сердце бы могло и не выдержать, большое сердце русского, советского человека, много лет прожившего и на Украине, в УССР, любившего России всю, огромную, прекрасную, сильную и могущественную, цельную, свободную  и непобедимую Родину, СССР.

Но давайте сегодня, в день юбилея любимейшего актера нескольких поколений не будем о грустном, только о хорошем, о его недлинной, но яркой и честной жизни, искрометном таланте, удивительном даре, отданном без остатка людям...
Вот книга о нем, маленький отрывок и оглавление, можете читать по выбору любую главу прямо отсюда -

Леонид Быков. Аты-баты

Поистине всенародное признание получили актерские и режиссерские работы Леонида Быкова – кумира миллионов зрителей. Его роли в фильмах «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Добровольцы», «Майские звезды», «Алешкина любовь», «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты…» достигают предельной жизненной достоверности и убедительности, подлинного мастерства, наделены неповторимым обаянием. Артист редкого дарования, он нашел свою тему и в режиссуре. Его фильмы о Великой Отечественной – реквием русскому солдату, не вернувшемуся с войны. Яркая жизнь талантливейшего актера и режиссера оборвалась на самом взлете, когда Леонид Быков начинал работу над новым фильмом… Его гибель в автокатастрофе под Киевом осталась загадочной.

Родом из детства
[Spoiler (click to open)]

Как известно, все мы «родом из детства». Эта беззаботная пора закладывает на всю жизнь характер человека и принципы, по которым он в дальнейшем развивается как личность. Основополагающим является здесь и место рождения, и семья, в которой человек воспитывается, и пример его родителей, и люди, его окружающие, и первые друзья…

Леонид Быков – плоть от плоти земли, на которой вырос. В ней истоки его характера, его судьбы. Хотя и родился Леонид Федорович в семье потомственных рабочих в селе Знаменском Славянского района Донецкой области 12 декабря 1928 года, считал своей родиной рабочий поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, куда семья Быковых переехала в 1929 году. Быков всегда очень гордился тем, что с Донбасса. Гордился своей фамилией, которая в этих краях не редкость. Любил простых людей, земляков, свою Прокатку. Признавался, что именно она сделала его человеком, научила любить и ценить то, что он потом любил, и ненавидеть то, что ненавидел. «Мои корни – на Прокатке», – с достоинством признавался он.

С Краматорском у Леонида Быкова связано множество самых теплых воспоминаний. Торец, Бычок, железнодорожный путь – этапы большого пути. Здесь прошло детство вихрастого паренька Леньки. Здесь просыпался он по утрам от заводского гудка, пошел в первый класс, окончил среднюю школу № 6, впервые вышел на сцену местного ДК имени Ленина. Отец, Федор Иванович – вальцовщик-металлург, видел в сыне продолжателя рабочей династии, дядька Аким прочил любимчику семьи актерскую судьбу – уж больно здорово читал Ленька на семейных вечерах юмористические рассказы Чехова. Так читал, что хохотали все, даже обычно сдержанный отец…

Старшая сестра Леонида Федоровича, Луиза Федоровна Клещ, на открытии в Краматорске быковского кинофестиваля в 1985 году рассказывала, что отличительными чертами характера ее младшего брата были жизнелюбие и увлеченность делом. Уже в четвертом классе он режиссировал для жителей своей улицы спектакль «Таня-революционерка», который готовили совместными усилиями дети и родители. Вход стоил 10 копеек. На вырученные деньги от проданных билетов артисты купили лимонад и печенье, и премьеру отмечала вся улица!

В десятилетнем возрасте Леня не только поставил сказку «По щучьему велению», но и сыграл в ней главную роль – Емелю. Видимо, тогда у него и появилась идея соединить актера и режиссера в одном лице. Увлеченность Лени делала его центром любой компании. Луиза Федоровна вспоминала, что каждый, кто с ним знакомился, сразу становился его другом или поклонником.

Земляки не забыли Леонида Быкова. В Краматорске открыт музей Леонида Федоровича, установлены памятник, мемориальная доска на его школе, именем Быкова названа улица, в его честь проводятся кинофестивали. Земляки им гордятся и вспоминают добрым словом веселую, дружную и хлебосольную семью Быковых.

Родители Леонида Федоровича были родом из села Знаменское Черкасской волости Изюмского уезда Харьковской губернии. Только отец, Федор Иванович, родился 24 декабря 1898 года, а мать, Зинаида Панкратовна, 16 июля 1907 года. Знавшие ее вспоминали сердечность и доброту этой женщины. Сама она была из многодетной семьи, воспитавшей восемь детей.

Дед Леонида Федоровича был рабочим, бабушка домохозяйкой. Взрослеть отцу Леонида Федоровича пришлось рано. Он успел окончить сельскую школу, когда в 1910 году умерла сначала его мать, а спустя пару лет и отец. Сначала сирота батрачил, потом пошел работать на завод. В своей автобиографии Федор Иванович писал: «Самостоятельным трудом жизнь начал с 1913 года. Работал на Дружковских заводах с 1913 года по 1917 год». Дальше была служба в старой армии. В Гражданскую Федор защищал Советскую власть – сначала пулеметчиком, затем политруком. После победы Федор пошел рабочим на мелопомольный завод на станции Шидловская, а в ноябре 1923 года стал вальцовщиком прокатного цеха Краматорского металлургического завода имени Куйбышева, в котором в дальнейшем и проработал много лет. В 1924 году Федор Быков вступил в партию. Став коммунистом ленинского призыва, именно он пригнал в родное Знаменское первый трактор.

Через год, 31 октября 1925 года, в загсе при Знаменском сельсовете Федор узаконил брак с Зинаидой Быковой. Невесте-однофамилице в документах даже не пришлось ничего менять. Жить молодожены пришли в просторный и теплый дом Зинаиды. Рубленый, в три окна, он был обмазан глиной и крыт железом. Этот дом сохранился и по сей день, только теперь его стены обложены кирпичом. Село переименовано и носит теперь название Черкасское. Именно здесь, в доме номер шесть, на улице Свободы, в 1927 году у Быковых родилась дочь Луиза, впоследствии ставшая педагогом, а спустя год, 12 декабря 1928 года, сын Леонид...

http://www.e-reading.club/chapter.php/1053833/5/Tendora_-_Leonid_Bykov._Aty-baty.html

Содержание:


  1. Наталья Тендора Леонид Быков. Аты-баты…

  2. Мгновения до гибели Вместо пролога

  3. Последний лирический герой

  4. «Не расплескать бы душу!..»

  5. Тайны характера. О чем умолчали звезды

  6. Родом из детства

  7. Установленный адрес

  8. Барнаульское детство

  9. Краматорская премьера

  10. Клятва на крови. Мечта о небе

  11. «Хочу в артисты!» Первые неудачи и победы

  12. Харьковские университеты

  13. Обреченный стать звездой

  14. «Судьба Марины»

  15. «Укротительница тигров»

  16. Триумф «Максима Перепелицы»

  17. Неплакатный Максим

  18. Радиоспектакль

  19. Киноэкранизация

  20. Песни

  21. Актерские пробы

  22. Воспоминания Маруси

  23. Брат-«близнец»

  24. Не нарушая традиций

  25. Цитаты из фильма

  26. «Рядом с нами»

  27. «Добровольцы»

  28. «Алешкина любовь»

  29. Две встречи с Ростоцким

  30. «Майские звезды»

  31. «На семи ветрах»

  32. Режиссерский дебют. «Зайчик»

  33. Счастье, израсходованное в Ленинграде…

  34. Противостояние. Киевский простой

  35. «Снимать о войне надо, когда болит…»

  36. «В бой идут одни «старики»

  37. Маэстро и другие прототипы фильма

  38. История создания картины

«Смуглянка». Второе рождение
Актерский ансамбль
Макарыч
Премьера и триумф
Приз в Баку
Награды фильма
«И снова в бой идут одни «старики»?
«Старики» в цвете
Цитаты из фильма
«Аты-баты, шли солдаты…»
Сценарий нашел его сам
Становление характера
Конфликт неизбежен
«Никто не забыт и ничто не забыто!»
Съемки фильма
«Мозоли на сердце»
«Бери шинель, пошли домой»
Фильм закончен
Цитаты из фильма
Народность героев Быкова
Из неосуществленного…
«Шинель»
«Беглец»
«Берегись автомобиля»
«Двойная нестыковка»
«Пропавшая грамота»
«До третьих петухов»
«Инспектор уголовного розыска»
«Хроника пикирующего бомбардировщика»
«Василий Теркин»
«Последний срок»
«Не стреляйте в белых лебедей»
Несостоявшийся проект Ивана Миколайчука
Две картины Алексея Симонова
«Они сражались за Родину»
Актерские байки
И плохой пример заразителен
На злобу дня
«Вони просили подождать…»
Мастер импровизации
Суточные от привидения
Лягушка
Случай с «зайцем»
Бессмысленный спор
Неудачный пример
Сорок восьмой преступник
Не будите талант!
Игра – не помеха
Ассоциации
«Забыл – где голова, где ноги…»
Кузнечик устал…
Фестивальная кадриль
«А ведь скоро весна!..»
«Пришелец»
Завещание
Гибель
Прощание
«Вокруг… выжженная пустыня…»
«Моя боль, моя вина – Лесь…»
Лжесын
Вспоминая друга…
Памяти маэстро
Звезда
Бульвар и улица
Памятники
Мемориальные доски
Самолеты
Медаль
Книги
Фильмы и телепрограммы
Музей
Фильмография
Актерские работы
Режиссерские работы
Фитиль
Озвучивание

http://www.e-reading.club/book.php?book=1053833

---
А вот письмо, написанное Быкову три года назад, день в день, прочтите его непременно -


Письмо Леониду Быкову. Земляку и Человеку Декабрь 12, 2015
12 декабря — день рождения великого Человека и величайшего Актера — Леонида Федоровича Быкова
[Spoiler (click to open)]

Вот уже третья нерадостная и безысходная зима приходит в эту многострадальную страну. Страну, которую Ты так любил, Маэстро. Когда-то цветущую и самодостаточную, богатую, мощную, полную добрых, счастливых и талантливых людей.

Людей из поколения, победившего в самой страшной в истории человечества войне, сломавшего хребет лютейшей твари, из всех, что когда-либо носила земля – германскому фашизму. Поколения, положившего на алтарь Великой Победы ДВАДЦАТЬ СЕМЬ МИЛЛИОНОВ человеческих жизней.
Бесценных человеческих жизней.

Донбасс

«Сейчас они своему «тигру» лапти накинут, и все наши смерти – коту под хвост…»

Страшно, Маэстро… Страшно осознавать, насколько пророческими могут оказаться сейчас слова твоего героя, ефрейтора Святкина, остановившего этот «тигр» там, в 44-м, ценою свой жизни. Одной из двадцати семи миллионов.

Страшно не потому, что «они», выползшие на свет божий из забвения и ада, сегодня уже почти «накинули лапти» фашизму, снова нагло и зловеще обнажившему всему миру черную свастику на дряхлом полуразложившемся коррозийном скелете. Страшно потому, что мы, потомки великого поколения победителей – позволили это сделать.

Страшно и больно от того, что я, выросший на Твоих фильмах, ребенком плакавший вместе с родителями на финальных кадрах Твоих «Стариков..», певший сквозь слезы «Бери шинель…», когда Ты на экране со связкой гранат выходил против этого проклятого «тигра» — я не могу Тебе объяснить, как случилось, что мы, ваши потомки, смогли это допустить.

Очень долго не получалось дописать это письмо. Разум искал и не находил слова, чтобы рассказать Тебе, что давным-давно нет уже той Великой страны. Что ее убили. Подло и коварно. Причем, убили дважды – сначала разорвав на части огромную мощную державу, разворовав ее, продав за бесценок, разменяв на дешевые фантики заморского ширпотреба, а потом взялись добивать по частям. И, если главная часть – Россия – устояла и нашла в себе силы подняться, возродиться, то младшие ее братья оказались намного слабее. Или хотели казаться слабее.

А страна, где для Тебя было голубее небо и зеленее земля – цветущая и плодородная Украина — фактически просто перестала существовать.

Маэстро, ведь Ты даже в самом кошмарном сне не смог бы представить себе тогда, в «застойных» семидесятых, через тридцать лет после победного Мая, что еще четыре десятилетия спустя, в двадцать первом, космическом веке, большинство людей в этой стране будет жить за чертой бедности, что ветераны войны будут умирать от голода в трущобах, в одиночестве, покинутые и преданные забвению, что герои, защищавшие Сталинград и штурмовавшие Берлин, будут бояться надевать в светлый праздник 9 Мая георгиевские ленточки, потому что их самих, заслонивших мир от гитлеровских орд, станут называть оккупантами, захватчиками и фашистами, а на улицах городов, которые 70 лет назад они освободили от фашистской нечисти, их будут избивать безмозглые малолетние уроды, с головы до ног татуированные свастикой.

В каком невообразимом кошмаре, Маэстро, тебе могло бы привидеться, что у Тебя на родине в числе фашистов и оккупантов окажутся Алеша Акишин, ефрейтор Святкин и капитан Титаренко со всей своей поющей эскадрилией?

У Твоей страны сейчас другие герои, Маэстро. Теперь по улицам Твоих городов маршируют бандеровские ублюдки с факелами, нацистскими флагами и портретами тех, кто резал твой народ во Львове и на Волыни, кто расстреливал евреев в Бабьем Яру, кто живьем разрывал на части младенцев – даже Die Waffen-SS содрогались от зверств, которые творили эти нелюди. Сейчас они готовы уничтожить все, что связано с советской эпохой – историю, памятники, живых людей! Это они устроили в Одессе новую Хатынь, сожгли заживо десятки ни в чем не повинных жителей города, вышедших на площадь, чтобы сказать фашизму «Нет!».

И это не бред, Маэстро! Это не кошмарный сон. Это — твоя Украина. Город у моря. Центр Европы. Двадцать первый век. Год прошел. И никто не ответил за это, Маэстро! Никто.

Потому что фашизм – это теперь официальная идеология твоей страны.

Теперь эта идеология позволяет одной части населения Украины ехать в Донбасс – на твою Родину, Маэстро, и убивать там другую часть населения, только за то, что эти люди хотели говорить на родном языке и оказывались скакать под портретами Бандеры, за то, что они захотели жить в одной стране со своими братьями. За это теперь их можно расстреливать, насиловать, жечь.

И это тоже не кошмарный сон, это явь, Комэск! Твой Донбасс сейчас снова утюжат гусеницы танков, но это не «тигры» и «пантеры». Это танки, сделанные в Советском Союзе. Сделанные в Советском Союзе реактивные «Грады», «Смерчи» и «Ураганы» равняют с землей донецкие и луганские города, станицы и села, разрывая на улицах в клочья детей и женщин.

Небо тоже сеет смерть над Донбассом, но разрезают его не «мессеры» и бубновые «фоккеры». «СУшки» и «МиГи» наносят ракетные удары по мирным домам. Это украинская армия, вместо того, чтобы защищать свой народ, методично его уничтожает. А добровольческие нацистские батальоны усердно ей помогают. Украинские батальоны. Тысячи погибших, десятки тысяч раненых, сотни тысяч беженцев, покинувших родные места.

Какой Оруэлл мог предсказать вам в 75-м, что еще через 40 лет весь Донбасс будет пылать в огне новой войны, что родной для Тебя Краматорск опять окажется захваченным фашистскими батальонами, а Славянск станет Брестской крепостью 21-го века, на несколько месяцев закрывшей собой от врага Восток Украины?..

От врага…

Весь ужас в том, Маэстро, что «враг» — это не вновь пришлые тевтонцы или арии и не эфемерные «чужие» галактические захватчики. Враг – это теперь «свои». Вернее, те, кто еще вчера были своими. Еще вчера эти люди могли вместе с нами болеть на одном стадионе во Львове или Донецке за Сборную Украины на Евро 2012, загорать рядом на пляже в Одессе или Ялте или подпевать Руслане или Макаревичу на каком-нибудь концерте в Киеве. Теперь же они пришли на донецкую землю, чтобы убивать своих соотечественников. Они ненавидят всех, кто думает не так, как они, кто не хочет жить так, как они, а особенно они ненавидят все русское. И привели их на нашу землю не потомки Адольфа Шикльгрубера и Йозефа Геббельса. Их тоже привели те, кто мы еще совсем недавно называли «своими».

Многим из этих людей в 70-х старшие товарищи повязывали красные галстуки у памятников Ленину, потом они пели пионерские песни под печеную картошку у костра и боролись за право первым из класса прикрепить к груди комсомольский значок. Кое-кто, кстати, даже стал комсоргом одного из промышленных гигантов украинской металлургии. А затем, когда один известный реформатор дал стране команду перестраиваться, они ее успешно выполнили и, развалив Великую державу, принялись с остервенением грабить своих соотечественников, в чем также весьма преуспели, положив в свои карманы миллионы (а кому особо повезло – и миллиарды) далеко не советских и далеко не рублей.

Но и этого им показалось мало, Маэстро. Паталогическая страсть к заполнению личных сусеков американским баблом заставила их пойти еще дальше по пути уничтожения страны и живущего в ней народа. Извратив ее историю, уничтожив экономику, они стали превращать народ в зомбированное стадо, вдобавок, устроив ему настоящий геноцид, поставив за черту нищеты и выживания. Ну, а Донбасс они решили просто сравнять с землей. Но ты же знаешь, что Донбасс на колени не поставить никому.

Твой Донбасс

Сейчас над донецкой полночью грохочет не гроза, и не эхо прошедшей войны… Комэск, в Твоей стране, как 70 лет назад идет настоящая война. Не на жизнь, но на смерть. Потому, что сыны великих отцов своих, внуки и правнуки героев, победивших фашизм в 45-м, поднялись, чтобы спасти от черно-коричневой чумы славянский мир. И нелюди, принесшие смерть на нашу родную землю, обязательно получат свое. Не мы пришли к ним с мечом – они к нам. И они получат все, что им причитается. За сожженные города и села. За смерть детей наших. За слезы матерей. Чтобы ни одна жизнь — ни тех, сгорел в огне Великой Отечественной, ни тех, кто пал в этой новой схватке с фашизмом – не оказалась отданной даром. И чтоб уже никто и никогда не «накинул лапти» этому «тигру». Они не пройдут, Маэстро!
А когда кончится война – а она обязательно кончится — когда мы загоним всю эту мразь туда, где ей положено быть, в небытие, на задворки Истории, в прогнившие могилы, откуда выползла эта полуразложившаяся фашистская гниль, и мы — теперь уже навечно отправим ее обратно в Ад — мы вернемся в города, которые снова станут мирными, чистыми и светлыми — нашими, пройдем по этим местам, все, кто остался в живых.

И позовем лучший симфонический оркестр, во фраках… Выйдет дирижер.

Мы подойдем к нему и скажем: «Извини, Маэстро! Дай — мы!» И — никакой щэнэвмэрлы.

Никаких Вакарчуков, Руслан, Макаревичей, Земфир, Бенюков. Никаких предателей.

Только свои. Только те, кто не отступил. Кто не согнулся, и кого не смогли сломить, как ни ломали – ни словом, ни железом, ни смертию самой.

Я знаю, что в тот день над Киевом и над всей страной будет чистое синее небо, прозрачное и глубокое, такое, как Ты всегда любил, небо, ставшее Твоим последним аэродромом. Мирное синее небо.

И тогда Комэск, Ты дашь нам оттуда, сверху, свою знаменитую отмашку – с быковским задором, с плеча, на четыре четверти:

— От винта!

Мы встанем в шеренгу, локоть к локтю, как Твои ребята, из поющей – и не будет среди нас ни хохлов, ни чурок, ни жидов, ни москалей, ибо мы снова будем единым народом, воспетым твоих фильмах. Народом, который снова победил фашизм. В этот раз, надеюсь – навсегда!

И — как врежем «Смуглянку»! От начала – и до конца…

А потом, на Крещатике, на ободранной стене сожженного Дома профсоюзов я с огромной любовью напишу: «Развалинами Руины удовлетворен!»

И можно — хоть домой, сады опрыскивать.

Zhoss Beaumont
http://www.planetoday.ru/pis-mo-leonidu-by-kovu-zemlyaku-i-cheloveku/

---


Горькое письмо, заставляющее сегодня задуматься о том, что бы сказал Леонид Быков, если бы увидел, что сталось с самой Россией, не только русским Донбассом?
Но, нет, мы договаривались, что не будем о грустном в этот день, ведь так?

Подумалось - а можно ли вообще не любить Леонида Быкова?
Могут ли оказаться такие удивительные граждане среди нас?
Нет, это решительно невозможно, как не любить лето, солнце, море, лес, степь и поле?

Как не любить эту неотразимую будто бы немного смущенную улыбку и уверенный, хоть и мягкий голос, эту крепкую русскую стать, это ощущение надежности и доброй силы, это чувство родства и свойства, внушаемое им с первого появления на экране?

Он вызывал полное и абсолютное доверие, был органичен как никто другой и любим всеми, как мало кто из его цеха, ничуть не походя на актера, выглядя как человек из толпы, спешащей утром на работу, из одного дома, с одной улицы, свой до мозга костей, он и был таким, одним из, своим, родным и понятным до донышка.

В общем, товарищи и граждане, если вы любили и любите великолепного Леонида Быкова, кликните на сердце внизу поста, а если не любите, напишите в комментах - а вдруг я ошибаюсь и такие  странные люди все-таки существуют в природе?



Лучшие сцены из легендарного фильма -


UPD
[Spoiler (click to open)]
Владис К.
12 декабря 2018, 05:39:45
читая вспоминал

".....Поднял гитару я
на пепелище - Чьей-то надежды.
Встал в общий ряд.
Струны гитары от грязи очистив,
Я натянул их на автомат.
Дни нас пытают болью и ложью.
Только я знаю - время придёт.
Струнам, стальной пронизанным дрожью,
Мой автомат подпоёт. ..."
(с) А.И. Мартынов

hobbit_2_18
12 декабря 2018, 06:15:03
Быкова я уважаю, но на порядок больше я уважаю Маэстро , Виталия Ивановича Попкова, дважды Героя Советского союза, генерал-лейтенанта авиации. Он родился в Москве в 1922 году, умер в Москве в 2010.
Русские самолеты Донбасса не бомбили, а русские Грады стреляли по украинским фашистам.
Вообще советую гражданам повернуться лицом от актеров к настоящим русским героям, не будет поводов писать первым в их фашистскую страну наивные дурацкие письма .


Tags: Донбасс, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gala_gala15 february 10, 22:22 34
Buy for 20 tokens
Законопроекты так называемых сенаторов из конторы под вывеской Совфед, касающиеся свободы слова, то есть, фактического запрета на нее, вызвали в обществе вполне резонное возмущение, причем нашлись граждане с юридическим образованием и даже степенями, которые взяли на себя труд проанализировать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments