gala_gala15 (gala_gala15) wrote,
gala_gala15
gala_gala15

Category:

"ДОЧЬ СССР АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА" - песенному символу советской эпохи 89 лет...



Вчера был день рождения Александры Пахмутовой, великого русского советского композитора, народной артистки СССР, нашего национального достояния, всеобщей любимицы, чьи песни стали целой эпохой и созвучны сердцу каждого, личности абсолютно светлой и прекрасной, без единого изъяна и огреха.

Никаких сплетен, скандалов, ничего эпатажного и сомнительного, разрушающего образ, только чистый высокий звук, вся жизнь - как одна звенящая, хрустальной чистоты мелодия, берущая за душу, трогающая сердце, задевающая самые тайные струны, прекрасная и вдохновенная, зовущая вперед и вдохновляющая...

Вот ее знаменитый творческий вечер в Колонном зале Дома Союзов 1975-го года, самая популярная запись, более 3-х часов великолепной музыки и мастерства блистательных исполнителей -


Послушайте только один краткий фрагмент, короткая песня, но какая...
Музыка: А.Пахмутова Стихи: Н.Добронравов "Песня о тревожной молодости".

Александра Пахмутова, Муслим Магомаев, Леонид Сметанников, Л.Лещенко, И.Кобзон, М.Кристалинская, Песняры, Ю.Богатиков в "Авторском вечере А.Пахмутовой". Колонный зал "Дома Союзов" 1975 год.

Вы видели как камера панорамировала по залу? Вы видели эти лица, слышали голоса подпевающих и аплодисменты в такт, ощущали единение, присутствовавшее в зале и на сцене?
Дух, атмосферу радостной приподнятости, живого волнения и сопереживания Песне, в которой была и Музыка, и Поэзия?

Куда все это ушло? Скажите, граждане, когда мы потеряли это, то чем жили, что нас объединяло, делало народом, а не биомассой потребителей, замкнувшихся каждый в своем узком мирке и озабоченных только выживанием, наплевавших на свою страну, ее прошлое и будущее, и сконцентрировавшихся только на себе, своем благополучии?


фото - Пахмутова со строителями Братска

фото - Пахмутова на строительстве Усть-Илимской ГЭС

фото - Пахмутова с советской делегацией перед отправкой на Х Всемирный фестиваль в Берлин

Великая страна и великий народ, объединенный великой идеей, рождали великих композиторов, поэтов и исполнителей, а они - рождали в своем Творчестве Песни на все времена, которые и сейчас греют душу и волнуют сердце, пробуждая самые прекрасные чувства.
Во что же мы превратились сегодня?

В страну третьего мира с уровнем жизни африканских государств, с разрушенной экономикой, промышленностью, наукой, образованием, медициной? С чудовищным социальным расслоением и полным бесправием основной массы граждан перед произволом властей, даже не считающих нужным скрывать свое отношение к населению как к смердам и быдлу?

С раздаваемыми направо и налево территориями, с вымирающим населением, с толпой мигрантов, не имеющих никакого отношения к нашему великому прошлому и чуждых нам органически? С оболганной советской историей и фальсифицированными "традиционными" ценностями, типа навязываемых нам "православие-самодержавие-народность", или новомодными "демократия-либерализм-толерантность-мультикультурность"?

Где былое величие, где грандиозные достижения, где всенародные стройки, полеты в космос, научные открытия, хорошие книги и прекрасные фильмы? Где распеваемые всем залом песни, "зовущие сердце в прекрасную даль", в которых "и снег, и ветер, и звезд ночной полет"?
Что же мы наделали, граждане? Как мы могли допустить гибель нашей Родины, почему не сопротивлялись, отчего приняли молча и покорно все, что сделали с нами и ней на наших глазах и при нашем попустительстве?

Ну конечно же. Мы - не понимали. Не знали. Не могли даже предположить. Мы были доверчивы и наивны, честны и простодушны, не подозревая в других злобы и коварства, даже не предполагая наличия изощренно подлой стратегии уничтожения советской цивилизации. Допустим, так оно и было.
Но сейчас? Почему мы молчим и бездействуем сейчас, уже все прекрасно осознавая?
Вы - можете ответить на этот вопрос?

Да, выученная беспомощность и стокгольмский синдром, конечно же. Да, незнание и непонимание того, что после смерти Сталина и хрущевского захвата власти переродившейся номенклатурой начал реализовываться план постепенного отхода от социализма и его дискредитации как строя, продолженный Брежневым сотоварищи, и доведенный до логического конца Горбачевым, а после - было поздно "махать кулаками после драки"?.

Да, сломавшие хребет многим 90-е, и превратившие в сытое стадо, озабоченное только уровнем потребления 00-е, да, кризисные 10-е, когда многие оказались поставлены перед необходимостью работы на износ ради выживания, когда не до размышлений и осмысления происходящих процессов.
Да тотальная оболванивающая пропаганда, противостоять которой могут далеко не все.
А вам не кажется, что все это отговорки и попытки самооправдания?

Что самое циничное, г-н Путин поздравил Пахмутову, написав: "Вы принадлежите к легендарной плеяде мастеров, в творчестве которых отражены незабываемые страницы отечественной истории и судьба страны" и пожелал "здоровья, благополучия и всего самого доброго", хорошо, не прибавил "держитесь там"...

Воистину, нет предела человеческой низости и бесстыдству - лютый антисоветчик и русофоб, планомерно уничтожающий все воспоминания о Советском Союзе, ликвидирующий шаг за шагом все его завоевания и достижения, паразитирующий на его наследстве, хладнокровно вымаривающий оставшихся советских людей - поздравляет одного из творцов, слагавших оды СССР, Пахмутову.

Вы, возможно, не поняли, о чем я сейчас?
Тогда прочтите вот это, один лучших материалов о ней, биографический, на музыкальном сайте, ни малейшей политизированности, казалось бы, просто фактология, но какая говорящая для тех, кто знает историю страны и "жизнь учил не по учебникам"-

ДОЧЬ СССР АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА
[Spoiler (click to open)]

Композитором столетия назвал Александру Пахмутову Лев Лещенко. Думаем, что с этим согласятся не только люди советского поколения, но и те, кто за последнюю четверть века смог осознать все могущество творчества Александры Николаевны. Всего семь нот понадобилось этой великой женщине-композитору, чтобы создать выдающееся музыкальное сопровождение целой эпохи.

Сквозь войну – в музыку
С виду маленькая и невероятно хрупкая женщина смогла занять большое место в жизни огромной страны. Она стала символом советского творчества, пережила как счастливые, так и трудные годы, но служила исключительно своему таланту. Музыканты говорят, что счастливая судьба песни исчисляется пятью годами, а песни Пахмутовой поют десятилетиями. Всего же их было написано более 400. Аналога этому феноменальному рекорду, наверное, не сыскать во всем мире. Ее песням не суждено состариться, они обречены на вечную жизнь и популярность, несмотря на смену поколений, стран и эпох.

Первые звуки музыки Александра услышала от отца, который играл на аккордеоне, фортепиано, скрипке и других инструментах. Аля, как ее называют самые близкие люди, родилась в поселке Бекетовка композитор Александра Пахмутовав пригороде Сталинграда 9 ноября 1929 года. Мама поощряла влечение ребенка к творчеству и возила на поезде в Сталинград на занятия в музыкальной школе. Там в первые военные годы девочка услышала и грозные звуки разрывающихся снарядов. Семья год жила в эвакуации в Караганде. Александра продолжила обучение музыке, сочиняла мелодии и песенки, а потом попросила родителей отправить ее в Москву продолжать образование. В 1943 году отец поддался на уговоры и отвез дочь в столичную музыкальную школу при консерватории имени Чайковского. Через пять лет талантливая девушка стала студенткой композиторского отделения и позже закончила аспирантуру.

Молодой композитор Александра Пахмутова
В архивах консерватории сохранилась кинопленка 1944 года с записью одного из занятий Али Пахмутовой в классе композитора Виссариона Шебалина. За кадром диктор говорит о том, что исполняется вторая часть сонаты Пахмутовой самим же автором. Виссарион Яковлевич внимательно слушает и дает кое-какие рекомендации. Эти уникальные кадры демонстрируют, каким дарованием уже в ранней юности обладала Александра Пахмутова. композитор Александра ПахмутоваДиктор отметил, что это пока еще никому не известный композитор – Аля Пахмутова. Вряд ли диктор тогда мог предположить, сколь мало времени остается до того, как имя этого молодого композитора прогремит на весь Советский Союз.

После консерватории Александра Пахмутова посвятила себя классической музыке, а со временем стала создавать маленькие шедевры под названием песни, которые и сделали ее всемирно известным композитором. Никто не сомневается, что ее гений проявился бы в любом музыкальном жанре, но судьба на всю жизнь связала ее нитью именно с песенным творчеством.

Женщина, которую поют
Каждая ее песня имеет свою неповторимую судьбу, и каждая – как новый ребенок – выношенная, рожденная, взращенная и отпущенная в свободное композитор Александра Пахмутоваплавание. Возможно, именно поэтому у нее нет детей. Говоря об Александре Пахмутовой, невозможно отделить ее от мужа – выдающегося поэта-песенника Николая Добронравова. Их встреча произошла во времена «оттепели» в радиостудии, где обоим нужно было записать детскую песню «Лодочка моторная». На ней они поплыли по волнам жизни и вот уже больше полувека вместе переживают радости и горести, сочиняют стихи и песни. Николай Николаевич и Александра Николаевна исколесили вдоль и поперек весь Советский Союз, написали сотни знаменитейших песен о строительстве ГЭС и БАМа, геологах и космонавтах, комсомольцах и спортсменах, аккомпанируя эпохе вместе. Целые циклы песен были посвящены детям и молодежи. Даже песни, созданные «по заказу», Пахмутова наполняла такой искренностью и нежностью, вкладывала в них всю глубину своей души.

Целый арсенал песен был написан для детей. Александра Пахмутова всегда цитирует композитора Дмитрия Кабалевского, который сказал, что каждый композитор должен в год создавать хотя бы по одному произведению для детей. Александра Николаевна неуклонно следовала этому правилу.

Как молоды мы были
Создавая ту или иную песню, Александра Пахмутова четко представляла, кто должен ее исполнить композитор Александра Пахмутова– Муслим Магомаев или Иосиф Кобзон, Лев Лещенко или Юрий Гуляев, Майя Кристалинская или Эдита Пьеха, Эдуард Хиль или Валерий Ободзинский, София Ротару, Анна Герман или Валентина Толкунова. Ее песни мечтали и сейчас мечтают петь самые именитые исполнители. Не хватит и целой страницы, чтобы перечислить лишь фамилии тех, для кого она написала свои звездные творения.

Конечно, не все песни худсовет понимал и принимал с первого раза, некоторые и вовсе клали под сукно, но Александра Пахмутова никогда не впадала в отчаяние, не копила обид и продолжала работать, посвящая время только творению еще более интересных песен. Это вовсе не значит, что она сдавалась без боя. К примеру, так было с песней «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского. Худсовет прослушал запись и запретил ее трансляцию в такой версии. Александра Николаевна даже не стала выяснять, кому конкретно песня пришлась не по душе, а просто перестала появляться в профильном комитете, демонстрируя свою принципиальную позицию. Спустя какое-то время ей перезвонили с извинениями, ссылаясь на то, что сразу якобы не поняли задумки композитора и исполнителя. Эта песня актуальна вот уже без малого 40 лет.

Если можешь, прилетай скорей
Музыка для кинофильмов занимает особое место в жизни и творчестве композитор Александра ПахмутоваАлександры Николаевны. Первый документальный фильм, в котором прозвучала ее музыка, написанная совместно с Андреем Эшпаем, назывался «Экран жизни» 1955 года. Потом была работа над фильмами «По ту сторону», «Девчата», «Три тополя на Плющихе» и многие другие. Кстати, когда режиссер Татьяна Лиознова попросила у Александры Пахмутовой разрешения использовать песню «Нежность» в исполнении Майи Кристалинской в фильме «Три тополя на Плющихе», композитор поначалу категорически отказалась. Пьеса, по которой снимали киноленту, ей не понравилась. Режиссер поступила мудро – попросила посмотреть фрагменты отснятого материала. После увиденного Александра Пахмутова ушла с мыслью о том, что никому из композиторов не отдаст этот фильм. Он стал для нее одним из самых любимых на всю жизнь, а песня после выхода фильма на экраны получила ошеломительную популярность.

Отдельного рассказа заслуживают песни, написанные Александрой Николаевной и композитор Александра ПахмутоваНиколаем Николаевичем о первом отряде летчиков-космонавтов. Искренняя дружба связывала их с семьей Юрия Гагарина, они часто встречались, пели у фортепиано, вместе ездили отдыхать. Именно Александру Пахмутову одну из немногих композиторов в обстановке строжайшей секретности посвятили в планы первого полета человека в космос и попросили написать песню на эту тему. Потрясению от такой новости не было предела, тем интереснее было создавать новые песни во славу покорения человеком космоса.

Олимпийское звонкое эхо Александры Пахмутовой
Великий талант и умение сочинять массовые, всенародно любимые песни использовали и накануне Олимпиады-1980 в Москве. Так на свет родились «До свиданья, Москва» в исполнении Льва Лещенко и «Птица счастья», под которую «зажигали» все гости Олимпиады на танцевальных вечерах. Пахмутову и Добронравова даже внесли в Книгу рекордов Гиннесса, как авторов лучшей песни «До свиданья, Москва», посвященной Олимпиаде.

А за год до Игр ее пригласили поработать над официальным фильмом об Олимпиаде и написать для картины музыку. В документальный фильм «Баллада о спорте» вошли песни «Мне с детства снилась высота», «Темп», «Марафон» и «Да разве сердце позабудет». Для него же Людмила Гурченко записала «Команду молодости нашей», которая в окончательный вариант фильма не поместилась, но обрела самостоятельную жизнь и любовь зрителей. Песню «Богатырская наша сила» в документальной ленте исполнял оперный певец Дмитрий Гнатюк, а вторую жизнь дал ей Стас Намин со своей группой «Цветы».

Тебе судьбу мою вершить, тебе одной меня судить
Александра Пахмутова признается, что знает «формулу успеха» песни – музыкальные приемы, которые побуждают человека многократно прослушивать песню или вызывают желание прихлопывать и подпевать, но она никогда ими не пользуется. По мнению композитора, это можно сравнить с намерением соблазнить девушку, к которой не испытываешь никаких чувств.

Точно так же Александру Николаевну еще никому и никогда не удалось упрекнуть даже в малейшем плагиате. Добросовестное, честное и искреннее служение творчеству – главный залог многолетнего успеха композитора.

Шли годы, пролетали десятилетия, сменялись поколения, правители и режимы, а талант и душа Александры Пахмутовой помогали ей в любые времена оставаться достойным человеком. При этом ни она, ни Николай Добронравов никогда не состояли в КПСС, не пользовались государственными благами и даже в трудные времена ни в чем не изменили себе и своим принципам, оставаясь символами всего ушедшего столетия и визитной карточкой современной России.

Сейчас Александра Пахмутова и Николай Добронравов проводят в Москве лишь несколько месяцев. Остальное время у них занимают поездки, творческие встречи, конкурсы и просто путешествия. Это стало их хобби. Семейная пара побывала на всех континентах кроме Антарктиды.

ФАКТЫ

Песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Надежда» поначалу исполняли и Иосиф Кобзон, и Муслим Магомаев. Но однажды Анна Герман попросила редактора фирмы «Мелодия» Анну Качалину прислать ей несколько песен советских композиторов, которые она могла бы взять в свой репертуар. Так появилась «Надежда» в исполнении Анны Герман и стала настоящим шлягером своего времени.

***

Немного незаслуженно остаются неизвестными массовому слушателю классические произведения Александры Пахмутовой, хотя они звучат в лучших концертных залах мира. Прославленные маэстро считают большой удачей возможность исполнить музыку великой Александры Николаевны.

***

Александра Пахмутова наотрез отказывалась вступать в КПСС, хоть и стала автором огромного количества песен на ленинско-комсомольскую тематику. Она объясняла свою позицию тем, что в любой идеологии есть настоящие последователи, идущие в огонь за идею, и те, кто прячется за их спинами. Александра Николаевна писала песни о первых, а как раз те, кто относился к коммунистической идее цинично и звали композитора в партию. Она отлично понимала, вступив в партию, она будет вынуждена на них работать. «Я бы ничего не написала, эти псевдокоммунисты стали бы отвлекать меня своими поручениями».

http://vmiremusiki.ru/aleksandra-paxmutova.html

---
Кажется, великая Александра Николаева Пахмутова уже тогда многое понимала и не шла на компромиссы.
Великая, она великая во всем, в каждом поступке и решении...

При всем том, принципиальной беспартийности и жизни исключительно в творчестве -
Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.06.1971).
Народная артистка РСФСР (1.08.1977).
Народная артистка СССР (22.06.1984).
Герой Социалистического Труда (29.10.1990).

А еще -
Государственная премия СССР (1975) — за песни (1971—1974).
Государственная премия СССР (1982) — за музыку к фильму «О спорт, ты — мир!» (1981).
Премия Ленинского комсомола (1966) — за цикл песен о молодёжи и комсомоле.
Два ордена Ленина (6.11.1979, 29.10.1990).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971).
Орден Дружбы Народов (1986).

Поразительно, но автор биографического материала на музыкальном ресурсе дал самое верное определение жизни Александры Николаевны Пахмутовой - "ДОЧЬ СССР АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА"
Пожалуй, так и назову пост, ведь лучше не определишь.

Обязательный бонус - творческий вечер Пахмутовой в Колонном зале Дома Союзов, 1988-й год, 30 лет назад, на излете советской эпохи, до конца СССР оставалось 3 года...

Лучше всего, пожалуй, охарактеризовал этот период и последующий за ним aquilaaquilonis, чеканно сформулировав:
"Потом эта суровая нордическая стать русского революционного искусства сменилась на цыгано-еврейский шалман «белого реванша», но в конечном счёте история всё расставит по своим местам."

Расставит ли? Или из истории вычеркнут и этот ее пласт, вместе с прочими советскими символами?
Впрочем, как бы то ни было, живое воплощение и символ советской песенной эпохи еще с нами...
С днем рождения, несравненная Александра Николаевна, великолепная "дочь СССР"!

UPD
[Spoiler (click to open)]

columela
10 ноября 2018, 11:52:19
Да, песни несравненные, русские, бессмертные.
Низкий поклон Александре Николаевне и народная любовь.
Чистая бескорыстная душа - наша соотечественница, наша гордость!

kolybanov
10 ноября 2018, 12:06:56
люблю Пахмутову и за то что она ни разу в СССР не плюнула

2009_da
10 ноября 2018, 15:02:13
Да, в ее песнях воплотился дух Советского человека, и в этих песнях сохранился, увековечен для потомков Советский союз, его дух.
И никакие Солженицыны и Путины не вычеркнут этого.

Татьяна Бородина
10 ноября 2018, 20:45:36
Песни прекрасные. И сама она сияющая - чистая душой.

vlad_chestnov
11 ноября 2018, 00:23:33
>Что самое циничное, г-н Путин поздравил Пахмутову, написав: ".... хорошо, не прибавил "держитесь там"...

>Воистину, нет предела человеческой низости и бесстыдству - лютый антисоветчик и русофоб, планомерно уничтожающий все воспоминания о Советском Союзе, ликвидирующий шаг за шагом все его завоевания и достижения, паразитирующий на его наследстве, хладнокровно вымаривающий оставшихся советских людей - поздравляет одного из творцов, слагавших оды СССР, Пахмутову.

Дык он и гибель СССР называл "величайшей геополитической катастрофой", притом сам чуть ли не в десна лобзаясь с главным Меченым разрушителем оного СССР - вы ж сами давеча фотку постили..

Цинизм и ханжество as usual.

gala_gala15
11 ноября 2018, 02:10:01
ничего личного - что политтехнологи посоветовали, его лепили строго по заявкам трудящихся в 2000-м и до самого последнего времени он говорил лишь то, что желала слышать публика. к тому, что он думает и делает, его слова не имеют и малейшего отношения.

Елена Йост
11 ноября 2018, 00:42:31
Прошлое у нас, безусловно, великое. Поклон предкам.
Но ещё более великое у нас - будущее. Спасибо деткам.
Не каждому дано: безследное исчезновение и ВЕЛИЧАЙШЕЕ забвение. Обнуление ВСЕХ достижений, жертв, свершений. Нас - там, в будущем, - просто не будет. Этнологи, антропологи, историки, лингвисты и прочая будут, как повелось с запрещения Чертёжной Книги, писать диссертации на тему, ""что же такое могло быть на этой территории? Какие биолигические виды могли там существовать? Кто или что оставил нам эти слабые следы потрясающей цивилизации?". "На каком языке они говорили? Был ли у них язык?" Ну, или как-то так. Бабок соберут - немеряно.
Разве это не прекрасно? Своим ныне организуемым небытием мы спонсируем ещё и будущие поколения паразитов-нежити. Попробуй кто другой - у них ни прошлого, ни настоящего на такие презенты не хватит. Не говоря уж о будущем. А мы? "Чё? Нормально. Всё вернут, ссс..ки." КОМУ вернут, если нас не будет?

Знаете, если совместить Волкову со Степаненко и добавить чуток Савельева (не знакомы? Рекомендую), то картина получается настолько отчётливая, что хочется только стрелять. Стрелять. Стрелять. Ну, или молить о Потопе.
Есть, конечно, иные варианты: пять Хамонов плюс десяток Смердяковых. С планом действий и, скажем так, с возможностью доказать свою право на существование не только добрым словом. Мечты ? - более, чем реализуемые. Было бы желание.

Tags: СССР, музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gala_gala15 февраль 10, 22:22 34
Buy for 20 tokens
Законопроекты так называемых сенаторов из конторы под вывеской Совфед, касающиеся свободы слова, то есть, фактического запрета на нее, вызвали в обществе вполне резонное возмущение, причем нашлись граждане с юридическим образованием и даже степенями, которые взяли на себя труд проанализировать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →