gala_gala15 (gala_gala15) wrote,
gala_gala15
gala_gala15

"Нелюбимый" художник - красный иконописец, пророк, авантюрист, русский романтик-реалист...



Кузьме Петрову-Водкину в 2018-м 140 лет  и все лето в Русском музее его выставка, на которую я, скорее всего, не попаду, а жаль, ну хоть пост напишу, о не самом любимом своем, да что там, вовсе не любимом живописце.
То есть, таковым он был в юности и только очень постепенно я увидела в нем массу достоинств, поначалу незамеченных или отвергаемых сходу, это же не великолепные передвижники с их жгучей  социальностью в драматургии каждого сюжета, берущей за сердце и не волшебные импрессионисты с эмоциональной поэтичностью в каждом взмахе кисти...

В общем, это имя знают все, но мало кто искренне и горячо любит этого художника, мне лично не встречались таковые, во всяком случае.
Однако же, попробую заинтересовать тех, кто наберется терпения и любопытства прочесть этот пост до конца, думаю - они переменят свое мнение о художнике, как это сделал Репин, кстати, сначала назвавший его работы мазней недоучки-сапожника, а потом заявививший - "Талантище!"...

Как ни странно, но  глубже понять и принять его творчество можно, ознакомившись с автобиографией...
Кем он был - этот художник с алкогольной фамилией?
Художник-самородок из российской глубинки, который объехал пол-Европы на велосипеде, подверг критике великих мастеров Возрождения, посочувствовал русским женщинам и возвел простые человеческие ценности на иконостас.
Своим творчеством он пытался объять необъятное, измерить и структурировать бесконечность вселенной и показать, что все живущие существа — части огромной космической системы, пульсирующего в едином ритме организма.
Вряд ли  получится рассказать об уникальном пути Петрова-Водкина — не только художника, но и писателя — лучше его самого.
Поэтому вот цитаты из его автобиографических повестей «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», которые помогут лучше понять, каким видел мир их автор.
[Spoiler (click to open)]
Кузьма Петров-Водкин в цитатах

Петров-Водкин родился в селе Хвалынске, недалеко от Саратова, в семье бывших крепостных. Ощущение космичности жизни, сквозящее в его картинах, корнями уходит в родительскую семью:

«Сильно и долго бороздили детское сердце эти образы <...> Мать так же остро, поселяя в них человеческие переживания, относилась к пейзажу, растениям и в особенности к животным, космос для нее был единым целым с огромным бьющимся человеческим сердцем внутри его».

В доме купца Михайлова, где работала мать Петрова-Водкина, был прекрасный цветник. Там художник впервые проникся отношениями между разными оттенками цветового спектра:

«Здесь я на ощупь, вплотную научился понимать законы роста и цветения растений, прихоти развертывавшейся розы и готовую к лопанью почку и борьбу с земляными условиями кочана капусты. И здесь я получил ощущения цветовых спектров в переливах и перекличках между кровавыми бегониями, нежными левкоями и пестротою анютиных глазок. Здесь, любовью человека поощренный, разлагался во всех нюансах солнечный спектр в лепестках, венчиках и в шапочках цветов и вспыхивал пурпуром, синевою и желтым на корпусном сложном, зеленом цвете листвы».

Кузьма Петров-Водкин в цитатах

В начале творческого пути Петров-Водкин пытался писать иконы под руководством хвалынских старцев. «Пытался» — потому что лики его святых получались слишком человеческими, слишком живописными:

«Вот это слово — живописное — и было сущностью моего расхождения с линией Филиппа Парфеныча. Подзадоренный самими материалами, я еще полусознательно, но уже тянулся к полному, непосредственному использованию живописи. Эта тяга, верно, и провела меня в дальнейшем сквозь дебри рутинных навыков, как светских, академических, так и иконописных».

Однажды Петров-Водкин упал. И, падая, получил неожиданный метафизический опыт, ощущение, которое заложило основу для всего последующего творчества со сферической перспективой и высоким горизонтом:

«Я увидел землю, как планету <...> Я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертышарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась негоризонтальной и Волга держалась, не разливаясь, на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на зеленой стене».

Некоторое время молодой Петров-Водкин подрабатывал, делая вывески для магазинов и лавочек родного села. От наставника-вывесочника он впервые узнал о существовании великих мастеров и высокого искусства:

«Вывесочник не мог намекнуть мне о сущности искусства, потому что и сам о нем смутно мыслил, но он развернул передо мною существование этой области и что в ней имеются работники высокого мастерства, отдающие искусству свои жизни. Своим ухарством и фамильярностью с краской он огорчал меня, но этим же самым приспустил живопись на землю, опростил ее, после чего она показалась мне менее недосягаемой для моих сил».

Кузьма Петров-Водкин в цитатах

Один из «фирменных» приемов в картинах Петрова-Водкина — взгляд на происходящее на холсте как бы с разных позиций: предметы изображены то ли глазами персонажей, то ли одновременно из космоса и вблизи. Этот прием он разработал сам:

«Не смел я не доверять мастерам педагогики, но про себя думал: что-то здесь не так! Или мудрецы скрывают от меня правду, или глаза мои ошибаются. Я начинал зажмуривать то один, то другой глаз <...> И эта гимнастика вновь говорила мне, что я прав, хотя и не знал способа, который помог бы мне обозначить магическую иллюзорность вещи».

Главные цвета на полотнах Петрова-Водкина — красный, синий и золотисто-желтый. Часто именно из-за этого триколора его работы сравнивают с древними новгородскими иконами. К краскам он относился с большим уважением, а к выбору оттенков и тонов — с трепетом:

«Наблюдателю не домыслить, что ультрамарин — это для спорящих не просто химический препарат, а выразитель всей синей гаммы от Джотто до Александра Иванова, от весеннего неба до бархатной синевы ночи. Что он и в голубых глазах девушки и в обертке для сахара, и что берлинская лазурь так же далека от ультрамарина, как пошляк от остроумного человека. Что все наши чувства разложены в гаммах цвета и в форме».

Кузьма Петров-Водкин в цитатах

Петров-Водкин ставил под сомнение авторитеты мастеров прошлого и достижения современников. Он осознавал, что в его руках рождается совершенно новое, не существовавшее ранее искусство:

«Если мои друзья уже обосновались в своих стилях, то у меня стиля работы не было: не зная, какой должна стать моя работа, я знал, что она должна стать иной. Я не вобрал в себя ни одного из окружающих меня мастеров и никого из исторических, как это сделали многие из сопутствующей мне молодежи: я самодельничал. Благодаря этому, вероятно, и удалось мне не застрять на чем-нибудь, наскоро состряпанном во мне, и иметь возможность при других условиях и в другом, международном окружении двинуть себя по живописи ближе к ней и уйти глубже в себя».

Образ женщины, матери, заступницы — один из ключевых в картинах Петрова-Водкина. Женское начало в его работах светлое и лучистое, как лик Богоматери. Даже его простые работницы и крестьянки приобретают ореол святости, а иногда даже мученичества. «Истязание жен было обычным явлением у нас в городе», — пишет он. Крики женщин, доносившиеся с ночных дворов, Петров-Водкин сравнивает с воем шакалов на луну:

«Поразительно похоже на женские голоса выли они на осеренную еще неулегшейся дневной пылью луну <...> Если бы это был не человеческий голос! Если бы это была не мать, не сестра, не дочь!.. И снова захлопнет сверху бархатным сводом, задушит зноем июля, и некуда деться и нечем помочь, и сам внутри начинаешь скулить, выть от жалости и страха перед кошмарами жизни».

Кузьма Петров-Водкин в цитатах

Расцвет творчества Петрова-Водкина пришелся на Великую Октябрьскую революцию. Художник, который презирал закостенение и стагнацию, все же относился к происходящему с настороженностью. Стихийное явление, захватившее страну, было одновременно и завораживающим, и пугающим:

«Набросала история в котел русской снеди, и забродило по кругам котла содержимое. Легковесное скопилось наверху, опенилось будущим наваром. И вот снизу, один за другим, забулькали пузыри, вынося на поверхность крупинки. „Это я“, — успевала только вскрикнуть одна из них, подброшенная снизу, как ее сменяла другая, третья: „Я, я, я“; с „буль, буль, буль“ смешивалось уже ворчание котла в мычание: „Мы, мы, мы...“ Куда расплеснется раскипевшийся котел, сколько хлама разбросит он по золовому поду печки? <...> Потомки наши со временем разберутся от винтика к винтику в событиях; доисследуются до первопричины: почему закипел котел и почему вообще котлы кипят; моя задача — в том, чтоб посильно показать живой материал, из которого строился я и мои однолетки...»

Задачи и цели изобразительного искусства Петров-Водкин видел не в развлечении, а в нравственном преображении, в духовном развитии и росте:

«Для меня намечается с тех пор, что живопись — не забава, не развлечение, что она умеет каким-то еще неизведанным мне образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизировать волю и обезвреживать дурное социальных взаимоотношений».

Вектор творчества Петрова-Водкина всегда был устремлен куда-то в неизведанное будущее. Современники называли его пророком, потому что видели в его картинах символы происходивших в мире изменений. Сам он, правда, не всегда это осознавал — но всегда остро интуитивно чувствовал. .

источник


Вообще же, про свое отношение к линии времени говорил так: «Прошлое здесь только для того, чтобы от него рикошетом возникло современное»...

А  вот 10 удивительных фактов из его биографии, тоже раскрывающих "нелюбимого" художника с неожиданной стороны ...

[Spoiler (click to open)]
1. История происхождения фамилии знаменитого художника

Дед Кузьмы Сергеевича был в свое время также знаменитостью, прославившимся своим неуемным пристрастием к алкоголю. Весь город знал историю, о том как дед Петр, зарезав свою жену кроильным ножом, сам скончался в течение нескольких часов. Но город Хвалынск также хорошо знал и отца Кузьмы, который был великолепным сапожником, при том — совершенно не пьющим.

А всех потомков того самого деда Петра, любителя «беленькой», называли то «Петровыми», то «Водкиными». А в итоге два прозвища соединили в одну фамилию Петров-Водкин. И Кузьме Сергеевичу, отпечаток этой не слишком почетной фамилии, пришлось нести всю жизнь.

Красный всадник. Автор: К.С. Петров-Водкин.

2. Первая проба кисти юного дарования

С детства Кузьма был знатным выдумщиком и фантазером, он мог придумывать такие правдоподобные истории, что все вокруг диву давались. А однажды в кладовой попались ему на глаза горшки с масляной краской и кусок белой жести, на которой и был написан первый пейзаж юным талантом. Баба Арина, увидев творение внука, забрала его со словами: “Это поставим на могиле дедушки Федора. Будет и о тебе ему память”.

Вася. (1916). Автор: К.С. Петров-Водкин.

Следующая работа была нарисована по особому случаю. Как то Кузьма заплыл чуть не на средину Волги, а обратно — не хватило сил. Волей случая, тонущий Кузьма был спасен перевозчиком Ильей Захаровым, который через неделю сам утонул, спасая какого-то бедолагу. И тогда мальчик взял жестяную пластинку и нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей, небо и зигзаги молнии, а в углу подписал: “Погибший за других! Вечная тебе память!”. Так Кузьма впервые проявил себя в искусстве живописи

3. Неудавшийся иконописец

Еще будучи учеником четырехклассного городского училища, юноша познакомился с двумя местными иконописцами. И с интересом наблюдая за тем, как создаются иконы, Кузьма пробует сам написать святой образ масляными красками. Но батюшка не принял его икону: «Уж больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком! И глазами зыркает, словно мужика ищет. Сущее непотребство!». Эта работа Кузьмы конечно же не сохранилась, а впоследствии к этому образу он обращался не единожды.

Петроградская мадонна. (1918). Автор: К.С. Петров-Водкин.

4. Провидение судьбы
Портрет матери. Автор: К.С. Петров-Водкин.

Мать художника была горничной в доме купцов Казарьиных, и однажды ей удалось показать рисунки своего одаренного сына архитектору Мельцеру, которые его очень заинтересовали. Вскоре архитектор увез Кузьму в Петербург, где тот начал обучаться в Центральном училище технического рисования. А за учебу и проживание оплачивали все те же Казарьины — по 25 рублей ежемесячно.
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателем его был Валентин Серов.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939).

5. Великий авантюрист: «Богатый хитер на деньги, а голь — на выдумки».
Автопортрет. Автор: К.С. Петров-Водкин.

Авантюризм Петрова-Водкина не знал границ. Обучаясь в Москве, Кузьме приходилось ездить на каникулы в свой родной Хвалынск. И это было тогда, когда некоторые его соученики ездили на этюды за границу.
И вот однажды, во время очередных каникул в одной из московских газет Кузьма прочел, что издательство пообещало оплатить поездку в Европу тому, кто отважится «добраться из Москвы до Парижа на новом модном средстве передвижения — двухколесном велосипеде». Кузьма подбил своего приятеля Владимира Сорохтина на эту авантюру, и они отправились в дальнюю дорогу.
В Европу на велосипедах.
Путь от Москвы до Варшавы они с другом проехали за 12 дней — это по 100 верст в день. Стертые в кровь руки и ноги, сломанный велосипед не смогли остановить отважных парней. До Германии добирались, чередуясь между собой: то поездом, то велосипедом. А о Париже пришлось пока забыть.
В Мюнхене в знаменитой рисовальной школе Антона Ашбе училось много русских начинающих художников: Билибин, Грабарь, Кандинский. И Кузьме снова сопутствовала удача: новые друзья собрали для него немного денег, которых оказалось достаточно на пару месяцев занятий и на обратный билет в Россию.

6. Художник из глубинки России и парижанка Мара Йованович
«Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной». (1906). Автор: К.С. Петров-Водкин.

А вот в Париж художник смог попасть только через пять лет. Кузьма так стремился в этот город как будто знал, что встретит там свою любовь. И действительно, это путешествие полностью изменило его жизнь. Едва познакомившись с дочерью владелицы недорогого пансиона — Марой, 27-летний художник вначале предлагает написать ее портрет, а вслед за этим — руку и сердце.
Кузьма Сергеевич и Мария Фёдоровна. Париж. 1908 год.

Осенью 1906 года молодожены, расписавшись в мэрии, отпраздновали гражданскую свадьбу. Некоторое время жили в Париже, а до того как выехать в Россию Кузьма Сергеевич успел еще посетить и Северную Африку, о которой впоследствии рассказывал столько небылиц, что слушатели даже не верили в то, что он вообще там был.
А своей любимой Маре — Марии Федоровне он из далекой Африки писал трогательные строки: «Ты первая заполнила одиночество моей жизни. Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал. Я нашел на Земле женщину. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь».
Семья Петровых-Водкиных.

В тридцать семь лет Мария Федоровна родит дочь Леночку. И Кузьма Сергеевич сам вне себя от счастья заявит:« Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!»
«Семейный портрет (Автопортрет с женой и дочерью)». (1933). Автор: К.С. Петров-Водкин.

7. «Талантище…»

Даже Илья Репин, который был демократично снисходителен к художникам из народа, впервые увидев живопись Петрова-Водкина, не сильно пожаловал новичка, а постарался побольнее уколоть «кухаркиного сына»: «Это не искусство! Это возмутительное безобразие неуча, сапожника, человечишки с рабьей душой!». Но пройдет всего лишь несколько лет, и в 1912 году на показе знаменитого полотна “Купание красного коня” тот же Илья Ефимович, переменив свое мнение о Петрове-Водкине, заявил: «Талантище…».
«Купание красного коня». (1912). Автор: К.С. Петров-Водкин.

8. Пророк.

Прославился Петров-Водкин и необыкновенным даром пророчества.
В его жизни было множество удивительных случаев, когда мимоходом брошенная фраза становилась пророческой. В 1918 году, завершив работу над полотном «Сельдь», был поднят коллегами на смех: «Водкин рисует селёдку!».
В ответ он лишь проворчал: «Это паёк блокадного времени». А ведь до блокады Ленинграда оставалось 23 года, и он как бы мысленным взором уже видел эту блокаду.
«Сельдь» (1918). Автор: К.С. Петров-Водкин.

9. Петров-Водкин — писатель

В 1929 году случилось так, что Кузьме Сергеевичу врачи запретили работать с красками. Туберкулез, которым он болел уже с десяток лет, начал прогрессировать, а испарения красок усугубляли болезнь. Художник, измаявшись от бездействия, решается попытать писательского счастья. Он одним махом напишет два автобиографических романа: “Хлыновск” и “Пространство Эвклида” и попытается их сдать в издательство. Но Максим Горький на корню зарубит писательский талант Петрова-Водкина: “Выдумывает так плохо, что верить ему невозможно. Его книги являются вместилищем словесного хлама”. И так как Горького считали непререкаемым авторитетом, для Кузьмы немедленно закрылись двери всех издательств.Автопортрет. Автор: К.С. Петров-Водкин.

10. Взаимоотношения с Советской властью

Петров-Водкин с первых дней революционных событий был активным участником художественной жизни страны Советов. Много сил он отдал преподавательской деятельности, разработке новой теории живописи. И за его труды в 1930 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР...

Надгробный памятник Кузьмы Петрова-Водкина.

А знаменитое полотно “Купание красного коня” оказалось в Мальме (Швеция) и возвращено было в Россию лишь в конце 40-х годов. И благодаря старанию вдовы художника это знаменитое полотно было отреставрировано и передано в Третьяковскую галерею.

источник

---
Кстати, в начале поста - фрагмент картины "После боя" 1923-го года.
Нетрудно заметить композиционную близость этого произведения с известнейшим полотном одного великого русского художника, жившего задолго до Петрова-Водкина.
Кто этот художник и что это за картина?

И еще один вопрос - на засыпку, для самых пытливых и любознательных или сведущих...
Кто или что было главным героем многочисленных натюрмортов нашего героя?

(пламенный привет тов. Колыбанову:))
Tags: ЖЗЛ, живопись, русские
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gala_gala15 march 25, 06:32 125
Buy for 20 tokens
ВНИМАНИЕ, ТОВАРИЩИ: ВАЖНЫЕ НОВОСТИ - НЕПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ 18.03.18 ПДС НПСР ЧИТАЕМ О НАРУШЕНИИ ВСЕХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ И ЗАПРЕТОВ - Виктор Имантович Алкснис: "Речь не идет о Грудинине. Мы ведем речь о том, что в ходе избирательной кампании был попран один из основных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments