gala_gala15 (gala_gala15) wrote,
gala_gala15
gala_gala15

Categories:

Космос как послевкусие: "Время первых", или "Жертвы злой русской мечты"?


День космонавтики праздник безусловный, а первый космонавт Юрий Гагарин - безусловный герой и икона, но, поскольку сказано о нем уже бесконечно много, предлагаю отметить его, вспомнив то, как он был отражен в российском и советском кинематографе.
На мой взгляд, самая полная наша фильмография на космическую тему дается на сайте Роскосмоса, аж 54 картины -

Телестудия Роскосмоса - Фильмотека » Художественные фильмы о космосе и космонавтике » СССР, Фильмотека » Художественные фильмы о космосе и космонавтике » Россия
Я выбрала пять самых неизвестных из них, которые большинство, вероятнее всего, не видели и предлагаю на досуге хотя бы ознакомиться, они удивительные свидетельства времени, вне зависимости от художественных достоинств и научного правдоподобия, поверьте.
Чтобы облегчить выбор, стоит взглянуть на рецензии современников (они под катами после фильмов) на кинопоиск.ру и кинотеатр.ру

Итак, пятерка старых, не самых известных, фильмов о покорении космоса -
---
1.Космический рейс — СССР, Киностудия "Мосфильм", 1936. Хр. - 70 мин.
Советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович Циолковский.

-
[Spoiler (click to open)]FRIDMON
рецензии (505) оценки друзья фильмы звёзды
Луна — всего лишь «погремушка» у колыбели человечества…

После «урожайного» на фантастику 1925 года ("Аэро-54», «Наполеон-газ», «Коммунит» («Русский газ») и «Луч смерти») целых 10 лет в СССР подобных фильмом не снимали. И вот в 1935 году сразу два: «Гибель сенсации» («Робот Джима Рипль») и «Космический рейс», который в отечественном кинопроме стоит как бы особняком. Чтобы оценить его по достоинству, не достаточно просто посмотреть ленту, нужно знать, на каком голом энтузиазме он создавался. (И статей и видео об этом имеется немало.) Конечно, с высоты прошедших почти 80 лет очень легко посмеяться над потугами режиссёра в стремлении удивить советских людей экранным воплощением Циолковских мечтаний. Гораздо сложнее «влезть в его шкуру» и попытаться увидеть съёмочный процесс как бы «изнутри».

Это сейчас компьютерные возможности зачастую превышают творческие амбиции кинотворцов, а в то время «замахнуться» на Луну мог далеко не каждый, если, конечно, он хотел добиться предельной достоверности. (Пример — «Женщина на Луне» 1929г. Фрица Ланга.) Несомненным достоинством «Космического рейса» является то, что, при всей своей развлекательности, он является не столько художественным, сколько — научно-популярным. Именно поэтому из весьма скромного хронометража в 70 минут (если отнять время на кадры с титрами, то останется минут 55), очень много экранного времени отведено имитации невесомости на ракетоплане и ослабленного тяготения на Луне (примерно 1 к 6, если сравнивать с земным притяжением). Сделано это по той причине, что подобные трюки — самое «смотрибельное», что могли придумать в те годы.

В фильме есть несколько эпизодов, мимо которых просто невозможно пройти. Первое — это грандиозное здание, к которому примыкает «разгонный участок» для ракетопланов. В нём явно угадывается главная архитектурная утопия 20-го века — Дворец Советов, высотой в 415 метров, к проектированию которого вернулись в начале 30-х годов — как раз перед съёмками фильма. И второе. (Его бы я отнёс к разряду личных ассоциативных курьёзов.) Я имею в виду 4 трубки (по две с каждой стороны тела), которые подходили к шлему лунного скафандра. Уж больно они напоминали «наряд» Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента» Люка Бессона! Звучит это забавно, как и многое в фильме Василия Журавлёва, за исключением самого главного: через 22 года никому в мире не придёт в голову посмеяться над «мечтателем из Калуги». И бесконечно жаль, что сам Константин Эдуардович Циолковский всего 4 месяца не дожил до премьеры, состоявшейся 21 января 1936 года…

---
2.Дорога к звёздам — СССР, Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов, 1957. Хр. - 50 мин.
Советский научно-фантастический фильм режиссёра П. Клушанцева. Совмещает в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма .

-
[Spoiler (click to open)]Monk Iron
рецензии (291) оценки друзья фильмы звёзды
Восхитительное кино про советских людей

Первый полнометражный фильм Клушанцева, который я посмотрел…

Фильм смотрится немного скучно и кажется затянутым, несмотря на свой 50-ти минутный хронометраж. Но это только до 30-й минуты…

Фильм состоит из двух частей. 1-я часть — биографическо-документально-учебная. Больше напоминает старый учебный фильм, которые многие смотрели на уроках физики. Нам рассказывается в этой части о жизни Циолковского и о том, как он додумывался до своих великих открытий. Эта часть наполнена физическими терминами, рисунками, схемами и т. п. Что хочется отметить — актер, игравший Циолковского — просто великолепен. А больше ничего хорошего в этой части нет.

Вторая же часть фильма — полностью художественный вымысел. Поначалу тоже смотрится довольно скучно, но когда на экране стали показываться кадры вылета в космос я подумал: «А дату выхода фильма не перепутали? Не могло в 57-м быть таких спецэффектов!». Я был настолько поражен этим фактом, что картину досматривал с выпученными глазами и ощущением полного восторга. Спецэффекты, статический обзор космических станций, мастерство комбинированных съемок дают понять, что и в Советском Союзе снимали по-настоящему качественные фантастические фильмы, которые смотрятся на уровне, а может даже и лучше, чем западные аналоговые фильмы. Да что там говорить, даже великий Стэнли Кубрик восхищался этим фильмом и только этот факт дает представление о том, насколько же хорош фильм.

Но вот в чем заключается очень странное обстоятельство: почему и в Союзе, и сейчас такое имя, как Павел Клушанцев не знакомо широкой публике? Разве он этого не заслуживает? Его фильмами восхищался Кубрик, продолжает восхищаться Джордж Лукас. Эти две несоизмеримые величины в мировом кинематографе называют Клушанцева своим учителем, а мы, граждане той же страны, что и Клушанцев не знаем о его бывшем существовании, хотя должны им гордиться.

---
3.Планета бурь — СССР, Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов, 1961. Хр. - 78 мин.
Советский научно-фантастический художественный фильм режиссёра Павла Клушанцева, экранизация романа Александра Казанцева. На планету Венера отправляется совместная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях...

-
[Spoiler (click to open)]dmitrythewind
рецензии (154) оценки друзья фильмы
Берегись птеродактиля!

Пожалуй, самое фантастичное в этом научно-фантастическом фильме, это то, что за все свое советское детство и юность я его ни разу не видел и даже не слышал о нем. «Тайна третьей планеты» — засмотрены до дыр на экране. «Москва-Кассиопея» — сколько угодно! Даже «Через тернии к звездам» — и те показывали. Уж по телевизору могли показать старенькую «Планету бурь» в День Космонавтики? Но ведь нет, не показывали! Загадка…

Впрочем, старенькая да удаленькая. Сегодня, глядя на «Планету бурь» в современном кинозале на ММКФ-38, снятую в год полета Гагарина и впервые показанную практически в первую годовщину его полета, обращаешь внимание даже не на сам фильм — разумеется, сегодня он смотрится наивно и местами даже пародийно — но насколько он опередил свое время. Сколько похожих кадров будет снято в будущем! Глядя на кадры, где человек в скафандре тонет в бушующем море, просто дрожь пробирает — просто один в один «Интерстеллар». А общение космонавтом с непререкаемым роботом, считающим себя математически непогрешимым? Разве не вспоминается «Космическая одиссея» и «Чужой»? Более того, фильм в буквальном смысле перекроили для американского проката, сняв для него дополнительные сцены: получилось даже два фильма… А полеты в невесомости — насколько здорово это снято для 1961 года. Впрочем, иногда казалось, что и сам фильм поддался влиянию предшественников — сцены в космическом корабле очень напоминают интерьеры ланговской «Женщины на Луне» (1929).

Отбросив всяческие сравнения и просто оценивая историю (фильм снят по мотивам книги Александра Казанцева) удивляешься, насколько у фильма смелый сюжет — смелый по меркам возможностей для реализации задуманного на экране. Да, местами схватки с монстрами выглядели смешно (особенно отличился птеродактиль), но вот в момент, когда космонавта хватают и утаскивают за скалу хищные щупальца, можно и вздрогнуть. Сцены с летающим вездеходом сняты очень достойно — и даже гигантский робот (внутри которого прятался мастер спорта Прудовский) не выглядит архаичным.

Советское прошлое (которое в фильме — советское будущее), разумеется, присутствует — космонавты передают привет «родной Партии», космонавт-американец если и не показан негодяем, но уж точно морально не дотягивает до наших ребят — но не настолько, чтобы фильм раздражал: можно сказать, «советской агитации» в нем по минимуму — одного факта высадки «наших» на Венеру уже достаточно. С точки зрения современного равноправия полов довольно интересно показана роль единственной женщины-космонавтки — ее называют исключительно «Машей», оставляют одну кружить на орбите, не пустив побродить по «планете бурь», да еще и эмоциональный срыв космонавтки чуть не ставит крест на всей экспедиции. Не говоря уже о ернической фразе, сравнивающей женскую логику и логику робота. В общем, права женщин не соблюдены. Все претензии в 1961-й год! А еще удивительно было видеть в костюме космонавта, сражающимся с птеродактилями и громадными щупальцами — Георгия Жженова, знакомого по таким культовым советским фильмам, как «Берегись автомобиля» и «Ошибка резидента». Вот уж кого не ожидал увидеть в космосе, так это его.

Что ж, жаль, что встреча с «Планетой Бурь» для меня случилась так поздно. Но лучше поздно, чем никогда. А время — дело наживное. Спросите «Интерстеллар»!

---
4.Самые первые — СССР, Киностудия «Ленфильм», 1961. Хр. - 95 мин.
После испытательного полета летчика Сергея Сазонова приглашают в группу космонавтов. Начинается интенсивная подготовка к полету в Космос: занятия в камере невесомости, постоянная учеба.

-
[Spoiler (click to open)]
миша56 (москва) 23.03.2015 - 16:55
Может быть, что-то путаю, но, по-моему, когда я в детстве видел этот фильм по телевидению, он имел необычное название - "Космонавт номер..." - именно так, с многоточием. И взрослые ещё обсуждали - не о ком-то ли реальном идёт речь? И не погиб ли этот "номер..." в результате того неизвестного полёта, и об этом решили не сообщать, чтобы не расстраивать народ, а потом всё-таки в утешение родным сняли такое кино?
Возможно, кто-нибудь знает насчёт названия. Или это младенческие фантазии? Во всяком случае, те разговоры помню очень хорошо.
Еленица (Томск) 30.06.2013 - 20:04
[quote]№6 М.Б.И.
Фильм уникальный несмотря на все недостатки, которые здесь многие справедливо отметили.
И я подчеркну, в чем его уникальность, а также главное достоинство: это единственный отечественный художественный, но не фантастический фильм о космонавтах. Не о космонавтике - такие есть, и строятся они вокруг фигуры Главного конструктора, а о космонавтах как профессии. А главный - ну, не то, чтобы недостаток, скорее - неправдоподобность: герой, около двух недель проведя в сурдокамере и сразу же после этого рванув к жене, в конечном итоге оказался не в курсе того, что непосредственно планируется запуск первого космонавта! Как будто это делалось в течение 7 - 10 дней.

---
5.
Иду искать — СССР, «Беларусьфильм», 1966. Хр. - 89 мин.
Фильм о сложной судьбе учёного Андрея Гусарова, который проходит трудный путь в науке с 1930-х по конец 1950-х — до времени время успешного запуска первого советского искусственного спутника Земли.

-
[Spoiler (click to open)]
Геннадий Воланов (Москва) 21.08.2015 - 10:14
Во время просмотра фильма поневоле сравнивал его с эталонной, на мой взгляд, картиной о конструкторах ракет "Укрощение огня", и сравнение было далеко не в пользу "Иду искать".
Означенный фильм имеет многозначительный подзаголовок "Киноповесть", и даже разбит на главы, но всё равно не оставляет цельного впечатления.
Какие-то отрывки, недосказанности, череда совершенно неинтересных персонажей, ведущих между собой бесцветные, скучные разговоры.
Даже Борис Новиков, чьим участием в фильме впоследствии так гордился режиссёр, затерялся в общем сером повествовании - ни ярких сцен, ни запоминающихся реплик...
Поэтому фильму - максимум "4" по 10-балльной.
Влас (тот же самый) (Минск) 22.07.2010 - 10:19
В детстве одним из самых любимых был фильм "Иду искать". Единственный в том списке, не являющийся стрелялкой, сказкой, фантастикой или "обнажёнкой a-la 60-е в СССР". После него смотреть "Укрощение огня" было уже просто неудобно и невозможно.
Еще скажу так: до появления в моей жизни фильмов Тарковского "Иду искать" был первым осознанным для меня как зрителя прорывом к нормальному вкусу...
Шапки долой! Вечная память.

Приведенные рецензии, на мой взгляд, сами по себе - документ эпохи, нашего времени, образ кинообраза советской космонавтики глазами современников...
---
Любопытно, кстати, что выбрали в качестве лучших из всего фонда нашего кино несколько лет назад на сайте Дни.ру - Главные советские фильмы о космосе
[Spoiler (click to open)]Ровно 52 года назад – 12 апреля 1961 года – человек в мире совершил первый полет в околоземное космическое пространство. Легендарные 108 минут, проведенные Юрием Гагариным в космосе, стали знаковыми для всего мира.
В 2011 году на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днем полета человека в космос. В России к этому празднику относятся особенно. Космические достижения – ценнейшее национальное достояние и предмет постоянной гордости нескольких поколений жителей нашей страны, передает ИТАР-ТАСС.
В честь этой даты хотелось бы вспомнить пять лучших отечественных фильмов о космосе и о людях, которым удалось совершить невозможное. Одной из первых картин, посвященных освоению космических просторов, стала лента "Космический рейс". Она считается первым советским фильмом о покорении космоса. Премьера этого немого фильма состоялась 21 января 1936 года. Александр Филимонов писал сценарий при участии и научном консультировании самого Константина Циолковского, благодаря которому некоторые сцены впечатляют и по сей день. Действие фильма разворачивается в 1946 году. Академик Седых построил огромный ракетоплан имени Сталина и прямо с Красной площади стартовал на Луну в обществе ассистентки Марины и юного изобретателя Андрюши Орлова. Фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что эта картина представляет едва ли не самый уникальный опыт, позволяющий узнать о теории внеземного пространства первых декад прошлого столетия.
"Укрощение огня" раньше в обязательном порядке показывали по телевизору в день космонавтики. Это двухсерийная драма, снятая по мотивам биографии знаменитого конструктора ракет Сергея Павловича Королева. Главный герой Андрей Башкирцев представляет собой образ нескольких выдающихся советских конструкторов, но зритель подсознательно угадывает в нем именно Королева. Действие фильма охватывает практически всю советскую историю освоения космоса начиная с 1920-х годов и заканчивая полетом Гагарина.
Безусловно культовой является лента "Москва-Кассиопея" (1973 год). Научно-фантастическая картина, первая часть знаменитой подростковой дилогии (вторая часть называется "Отроки во вселенной"). Некий И.О.О (Исполняющий Особые Обязанности), которого играет Иннокентий Смоктуновский, собирает группу из шести школьников не старше 14 лет для полета на дальнюю планету. Возможно, все пошло бы по плану, но на космический корабль попадает "заяц", тайком пробравшийся туда хулиган Федя Лобанов. Ребят ждала масса приключений во время полета и на другой планете.
Практически все, кто застал СССР, помнят ленту "Через тернии к звездам" (1980 год). На дворе XXIII век. Земным патрульным звездолетом обнаружен потерпевший аварию инопланетный корабль с несколькими гуманоидами на борту. Спасти удается лишь девушку по имени Нийя. История гибнущей планеты, хозяин которой злобный, умный и хитрый карлик, для которого смерть его планеты – только бизнес и ничего личного. Уникальность фильма в том, что по сути, это лента-предостережение о грядущей ядерной опасности. Сценарий Кира Булычева и потрясающая музыка Алексея Рыбникова сделали этот фильм любимцем у зрителей.
Одним из последних фильмов о космосе стала картина "Космос как предчувствие", снятая в 2005 году уже в современной России. Однако ретро-драма Алексея Учителя прежде всего понравится тем, кто с нежностью и трепетом вспоминает времена Советского Союза, 50-60 годы ХХ века и наверное тем, кто хочет побольше узнать о том времени. В этом фильме нет полетов в космос, нет ракет и ученых, а есть обычные советские люди. Каждый из них – потенциальный "Гагарин" с мечтой совершить невозможное.

---
Последний фильм, выпущенный к празднованию Дня космонавтики в этом году был уже отрецензирован автором, художественному вкусу и чутью которого я доверяю и потому советую прочесть его отзыв - Жертвы злой русской мечты. Рецензия на х/ф "Время первых"

Виктор Мараховский
...Почему отечественный зритель проявил слабый интерес - можно только строить предположения. Например, следующие:
1) Отечественный зритель подустал от "советских байопиков": по теме судеб знаменитостей 1950-1970-х слишком плотно поработали кинематографисты и особенно сериальщики, и зритель не смог заставить себя сходить ещё на одно кино о судьбах полувековой давности.
2) Отечественный зритель подустал от орбитально-космической тематики: за последние пару-тройку лет он отсмотрел довольно много орбитальных фильмов, от суперзрелищной катастрофы "Гравитация" до неудачной чужеобразной фантазии "Живое", которую показывали вот только что.
[Spoiler (click to open)]
3) А может быть, просто недопиарили.

Можно было бы добавить, что зритель не сильно доверяет отечественному кинематографу вообще - но это было бы неправдой: только недавно успешно прокатились "Экипаж", "Притяжение", "Викинг" и "28 панфиловцев". Картины с разной аудиторией и разной художественной ценностью - но нашедшие своего зрителя.

Поэтому можно констатировать, что картине Д. Киселёва просто не повезло на старте - и перейти собственно к самому произведению. Тем более что это тот редкий случай, когда рецензента не обвинят в спойлерах.

...Сначала фильм, безусловно, надо похвалить. Никакого сравнения, например, с картиной "Гагарин. Первый в космосе" (2013 г.) тут быть не может. Фильм про Гагарина, снятый примерно за те же деньги ($7 млн), был откровенно беспомощной поделкой. В ней фигурировали одинокий юноша Ю.А. Гагарин, благодаря своим сверхчеловеческим добродетелям взлетевший в космос; одинокий волшебник в шляпе С.П. Королёв, силой мысли создавший в чистом поле ракету и запустивший в ней добродетельного Гагарина; стол, несколько стульев, пара вспомогательных персонажей и несколько минут недорогой графики космического полёта. А также недоумённый вопрос зрителя, куда испарились деньги бюджета.

На "Времени первых" деньги явно не пилили: картину делали с отчетливым желанием отбиться в прокате. Поэтому фильм бодр и красив и наполнен сюжетными перипетиями по всем правилам. Он начинается с того, что у лётчика Леонова загорается в полёте двигатель, и он, не сумев катапультироваться, сажает самолёт. За эту его безбашенность берут в отряд космонавтов, где из-за него тут же получает травму его напарник лётчик Беляев, и Леонов делает что может, чтобы Беляев вернулся в строй. Параллельно показана космическая гонка, из-за которой Королёву (он тоже в шляпе, но не волшебник-одиночка, а окружён вполне реальным штатом ОКБ-1) приходится сокращать срок подготовки к выходу в открытый космос и ссориться у самовара с уютным Брежневым. Риск увеличивается, испытательный корабль терпит крушение, но Леонов и Беляев выражают готовность рисковать. И Королёв отправляет их на риск, и Леонов весьма близко к реальности выходит в открытый космос и, несмотря на тяжёлую нештатную ситуацию, возвращается, а Беляев при отказе системы автоматической посадки вручную сажает капсулу, и (тут создатели уже начинают нагнетать даже излишне) оба едва не замерзают в тайге, но в последний момент всё складывается хорошо и их находят. Темп выдержан, спецэффекты на том современном уровне натурализма, когда взгляд из кинозала уже не отличает графики от действительности, действие не замирает.

Поскольку Королёва играет Ильин, Беляева Хабенский, а Леонова Миронов - вопросов к актёрской игре нет. Конечно, 50-летний Миронов с мудрыми глазами не вполне попадает в безбашенную молодость 25-30-летнего Леонова. Но он не виноват, это уже вопрос к безжалостному времени, которое не щадит никого, включая Тома Круза. Конечно, жёны космонавтов выглядят бесцветно - но это тоже уже придирки, тем более сколько там тех жён в картине.

...А теперь о плохом.

Я знаю, что фильм снимался при плотном непосредственном участии самого Героя Советского Союза Леонова - и ему всё понравилось.

Скоро в метро появится поезд "Москва"
Япония прокомментировала возможный удар США по КНДР
Москва и Пекин перекрывают доллару кислород — медленно, но верно
Дачный запрет. Как москвичи могут лишиться жилья и денег?
Белорусы ответили на претензию Киева из-за карты Украины без Крыма
А вот мне нет, уважаемые читатели. Мне резко не понравилось то, как создатели картины увидели саму суть советского рывка в космос.

Они увидели, коротко говоря, только космическую гонку. И эта гонка в картине подаётся как особо крупнобюджетный и особо опасный вид спорта, в котором все - от космонавтов до Королёва - участвуют как будто по принуждению. Причём не по принуждению безжалостной государственной машины даже, нет. Уютный Леонид Ильич, беседующий с Королёвым за самоваром с баранками, тоже не сильно настаивает, чтобы космонавты наплевали на риск и летели на вероятную гибель. Просто и над Брежневым, и над Королёвым, и над Леоновым с Беляевым висит какая-то безжалостная судьба, отчётливо злая Судьба Русских, принуждающая их к подвигам.

Эта злая обречённость на подвиг поминается в фильме слишком часто, чтобы быть просто случайностью.

Вот космонавты жалуются Королёву на неудобные скафандры: "как лететь космос в кандалах?". На что Королёв внезапно заявляет (ни к селу ни к городу): "наш народ веками летает в кандалах. И если бы кандалы упали, всё бы рухнуло".

Вот Леонов убеждает Королёва, что несмотря на риск лететь готов: "Моего отца забрали как врага народа. Соседи пришли, отняли у нас еду, вещи, мебель, из дома выгнали, с меня штаны сняли... Потом война, победа - но какой ценой! Сколько родных с фронта не вернулось. И у нас в каждой нормальной семье такое, Сергей Палыч, мы так живём. Я в этом люке дыру зубами выгрызу". То есть готовность к подвигу объясняется тем, что цена жизни русского человека копейка, чего её жалеть, все мы смертники.

А вот радиолюбитель с Сахалина принял случайно морзянку приземлившихся космонавтов и накручивает диск телефона, чтоб позвонить в КГБ и доложить. Но появляется жена в ночной рубашке и почему-то сообщает ему, что его за это посадят (?!), и радиолюбитель безнадёжно отвечает ей: "Ну а как?" - и, покорившись Русской Судьбе, звонит и сообщает, тем спасая космонавтам жизни.

...Эй, граждане. Всё понятно, конечно - жизнь была тяжела, трагична и полна испытаний. Но, во-первых:

у русской жизни и 80 лет назад, и полвека назад была и солнечная, праздничная сторона. Например, отца Леонова, врага народа, реабилитировали в 1939-м, когда Л.П. Берия принял дела и совершил свою первую бериевскую реабилитацию. И вернули семье, и дали вырастить детей. В концепцию фильма этот факт, видимо, не умещался - и поэтому отражён не был.

И во-вторых и в-главных:

Была такая штука, как мечта о космосе - причём не просто фантазийная, а реализующаяся прямо на изумлённых глазах граждан.

Я просто напомню, как это всё было:

13 мая 1946 г. И. В. Сталин подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности.

В октябре 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли.

В апреле 1961 года в космос стартовал Ю.А.Гагарин на «Востоке-1».

В декабре 1962 года советская станция пролетела около Венеры.

В 1965 году американский «Маринер-4» добрался до Марса.

В 1969 году трое американцев во главе с Н. Армстронгом высадились на Луну.


Таким образом, между решением «создать отрасль науки» и запуском первого человека в космос прошло 15 лет. Между первым полётом в космос и первой высадкой на соседнее небесное тело — 8 лет. Между первым спутником на орбите и первой станцией у ближайшей планеты — 5 лет.
То есть на практике дух времени выражался простым словом "мечта", и мечта была духом времени. И именно ей готовы были приносить жертвы все - во главе с Сергеем Павловичем Королёвым, основным идеологом азартной "космической гонки" с нашей стороны. И космонавты (кстати для любознательных молодых читателей: у нас было ровно две космические катастрофы - столько же, сколько у американцев. В них погибли четверо космонавтов. Это впятеро меньше, чем у НАСА).
Про мечту как дух времени - это не я так решил. Это то, что писалось, пелось, говорилось и ощущалось полвека назад - всеми, по обе стороны Атлантики и во всех социальных группах ведущих держав. Сегодня космонавт А. Леонов может оценивать былое иначе - точно так же, как С. Лем в нулевых годах анафемствовал своему собственному произведению мечты "Магелланово облако", "склоняющему людей к коммунизму". Но это - реально было.
А сегодня мы живём в мире, где мечта о космосе по ряду причин уже довольно давно была признана нерентабельной. И, что трагичнее - в мире, где объяснить мечту проще какой-то роковой судьбиной, чем ею самой...
---



кадры из фильма - https://ruskino.ru/media/gallery/17690/DLfswGIjDp6K0sL3f5BQpjsWzAz.jpg
---
Прибавить к сказанному можно очень и очень многое, а можно не прибавлять ничего, главное передано верно и история с бывшим космонавтом Леоновым, по-моему, весьма характерна, отражая, как в капле воды, происшедшую со многими за эти десятилетия метаморфозу.
Кстати, относительно недавний российский фильм "Космос как предчувствие" вот это ощущение мечты как раз передавал, о последнем же можно, скорее, сказать "Космос как послевкусие"..
С прошедшим праздником, дорогие сограждане.


Tags: Россия, СССР, кино, космос, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gala_gala15 february 10, 2019 22:22 26
Buy for 20 tokens
Законопроекты так называемых сенаторов из конторы под вывеской Совфед, касающиеся свободы слова, то есть, фактического запрета на нее, вызвали в обществе вполне резонное возмущение, причем нашлись граждане с юридическим образованием и даже степенями, которые взяли на себя труд проанализировать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal