gala_gala15 (gala_gala15) wrote,
gala_gala15
gala_gala15

Медийные трюки и мозговые вирусы - эпидемия-2017, или неудовлетворенный "запрос на справедливость"?

Выраженное обострение информационной войны, принявшее какой-то даже истеричный характер заставило известного российского патриотического мега-программиста Ашманова, не чуждого просветительству и популяризаторству, разразиться текстом о "медийных трюках".
Я здесь размещу только часть его, чтобы дать представление о том, каким образом  с нами, как электоральной аудиторией, уже начали работать в предвыборный президентский год -

[Spoiler (click to open)]
...И тут как раз появляется нужная теория. Оказывается, Трамп - а точнее, его зять и его дрессированные интернетчики - и правда применили новейший, инновационный медийный трюк! Глубоко научный, кстати! Что в нашем мире стартапов и технологий очень логично.

Вкратце суть теории такова. Современные методы анализа больших пользовательских данных позволяют по связям и лайкам в социальных сетях узнать о человеке всё. По десятку-двум лайков – больше, чем знают о нём друзья, по тридцати-сорока - больше, чем его жена, а уж по сотне лайков – больше, чем он знает о себе сам.

Называется эта наука «психометрия». Вот есть очень умный учёный – Козинский. Он это умеет. А вот есть секретная компания Кембридж Аналитика, которая стащила у него идеи и сделала политический продукт. В частности, эта нехорошая (но достойная восхищения крутая компания) на заказ выиграла кампании Брекзита и Трампа.

Выглядит логично. Это правда или нет? Поскольку одна из моих компаний (Крибрум) занимается мониторингом социальных сетей, меня сейчас постоянно спрашивают об этом. Ниже я излагаю своё личное мнение.
На практике это делается так: в то время, как Клинтонша, пользуясь тем, что все СМИ у неё в кармане, шарашит своими общими благоглупостями по площадям, люди Трампа с помощью новейшей теории разбивают всю аудиторию на мельчайшие сегменты, каждый со своей идентичностью и своими потребностями, и для каждого сегмента выковывают своё, точно нацеленное сообщение про то, почему им нужен Трамп. Белым нацистам – своё, любителям оружия – своё, тем, кто боится мусульманского терроризма - своё, байкерам – своё, диванным картофелинам – своё, унылым работягам Ржавого пояса – своё, и так далее. И побеждают, потому что достучались до сердца каждого!

Это и правда, и нет, а в целом – медийная легенда. Заплатка для той самой медийной прорехи...

Да, электоральные кампании сейчас выигрываются в интернетах. Это правда. Центральные СМИ и работа по площадям – не очень помогают. Особенно в ситуации, когда нация расколота на две примерно равные части, как в США.

Известное медийщикам «правило шести абзацев», говорящее о том, что читатель сейчас не читает больше шести абзацев в любой публикации, да и вообще читает в основном заголовки (кроме тебя, читатель, читающего уже двадцать пятый абзац) – показывает, что общие сообщения для всех, скорее всего, не дойдут ни до кого. Потому что в шесть абзацев нельзя вставить восемь или двенадцать разных точных сообщений для разных типов читателей.

Социология также не слишком помогает. Сегментация людей по доходу, полу, наличию ипотеки, детей – не очень помогает ответить на вопрос об их политических взглядах и электоральных предпочтениях. Клинтон уж точно – не помогла, её социологи, судя по всему, работали именно по социодемографическим параметрам.

Да, сегментация аудитории и составление специальных сообщений для каждого сегмента– полезная вещь и в маркетинге, и в политике. Это довольно очевидная и старая идея, описанная в каждом учебнике по маркетингу за последние 50 лет.

Зять Трампа и его интернетчики – действительно делали это в соцсетях; это, скорее всего, правда. Детальная сегментация аудитории социальных сетей с донесением узко «заточенных» сообщений – безусловно, будущее электоральных и политических технологий.

Но моё личное мнение, что объяснять этим Медийным Трюком победу Трампа - это просто способ рационализации произошедшего для медийной тусовки. Даже если у тебя есть идеальная система доставки сообщений в каждую голову, но нет самого сообщения – ничего не выйдет или выйдет как обычно. Фишка Трампа – именно в сообщении.

Я как-то в конце прошлого лета разговаривал про грядущие выборы в США с нашим разведчиком Андреем Безруковым, проведшим как нелегал в США десятки лет (он был владельцем собственной успешной компании по стратегическому консультированию и руководителем группы, преданной перебежчиком и высланной из США в 2010 году, в которую входила горазо более известная в СМИ Анна Чапман). Он не стал предсказывать победу Клинтон, но сказал следующее: весь истеблишмент США, вся элита, все те, у кого власть, деньги, СМИ – за Клинтон. Но в целом страна от них устала, она находится в точке смены ценностей. США испытывают длинные общественные циклы «Жлобство-Справедливость». Ну, конечно, по модулю общей парадигмы индивидуального успеха.

Последний раз пик «Справедливости» был после войны, когда налоги на богатых и бизнес достигали 80-90%. Сейчас, в пике «Жлобства», в правление Бушей и Обамы, жадность и ложь в стране достигли максимума, бедные совсем обеднели, богатый «один процент» отжал себе максимальное количество общественного достояния, «независимые» медии изоврались и обслуживают элиту.

Трамп реализует запрос Америки на справедливость.

Разведчик, правда, усомнился, что этот запрос будет реализован именно в эти выборы – скорее сказал он, в следующий срок. Уж больно сильны ещё элиты жлобов.

Однако, время сейчас сжимается, всё происходит быстрее, как вы, наверно, замечали (бац – и Крым наш; оно и ясно было, что будет наш – но казалось, лет этак через 10-15).

И запрос на справедливость сработал прямо сейчас – скорее всего, кстати, к изумлению самого Трампа и его команды. Возможно, когнитивный шок от победы был у них не меньше.

В нашем мире медийного постмодернизма, в Империи лжи ничто не важно, кроме формы, подачи, перфоманса. Все это знают.

Медийщики очень любят каноническую формулу Маршалла Маклюэна «The Medium is the Message», что значит “способ доставки и есть сообщение», «форма и есть суть».

Хотя Маклюэн, по-моему, стебался (The Medium is the Massage), но это и есть суть постмодернизма – стёб и есть постмодернистская реальность.

В случае с Трампом внезапно оказалось, что всё ровно наоборот: The Message is the Medium. Само сообщение и есть доставка. Скажи нужное – и оно доставится само, найдёт путь ко всем, для кого оно важно. Трамп победил не в медийной реальности – он победил в реальной реальности. Сути сообщения оказалось достаточно, форма и виды доставки оказались не важны (ну то есть важны, но во вторую очередь).

Он сказал американцам нечто такое о справедливости, ценностях и «Сделать Америку великой опять», что при полном проигрыше в медиях и средствах доставки, принадлежащих его врагам, его сообщение пошло по стране, по офисам, автосервисам, барам и заводам как степной пожар, само, ниже радаров всех этих «независимых СМИ», «этичных интернет-компаний», политологов и социологов.

Когда, казалось бы, хвост уже окончательно овладел собакой, и всех навсегда обмотали многими слоями медийной лжи.

Похоже, что мы вообще находимся на каком-то переломе всего привычного, и медийная ткань будет и дальше всё больше рваться под напором реальности. И в эти дыры будут просовываться неудобные объекты и события реальной реальности.

И это – хорошо....

https://www.nalin.ru/medijnyj-tryuk-donalda-trampa-5050


Как видите, выводы сделаны сугубо прагматичные, социальные, хотя и не отрицающие использование сетевых технологий в обработке массового сознания, но подчеркивающие первичность содержания, а не формы транслируемого сообщения.
У меня порой создается впечатление, что наши штатные пропагандисты этого напрочь не понимают, уповая на манипулятивные технологии и забывая о том, что после разгула 90-х, у россиян выработался довольно стойкий иммунитет к промывке мозгов как таковой.
Это касается попытки насаждения чуждой идеологии, выстроенной на отрицании традиционных ценностей российского общества, системного очернения нашей истории.
Однако же все это не распространяется на локальные темы, задевающие чувствительные, жизненно важные интересы аудитории, повседневные проблемы, встающие перед каждым.

И тут нужно напомнить о такой категории, описанной тем же автором пару лет назад, как ментальные, или мозговые вирусы, которые сейчас расплодились небывало и буквально атакуют  российский социум, все более приобретая характер эпидемии...
Мозговые, ментальные, социокультурные вирусы как модель, описывающая явления инфовойны, готовящей и сопровождающей цветные революции  от переворотов 91-го и арабских весен  до
майданов и болотных, были предложены автором в программном материале 2014-го г., часть из которого я цитирую  ниже -

[Spoiler (click to open)]

..Собственно, само название «вирус», применённое, например, к компьютерным вирусам или «вирусным» рекламным роликам – это именно модель, но модель, достаточно хорошо работающая, обладающая разъясняющей и предсказательной силой. Да, аналогия неполная, компьютерный вирус неживой, искусственный, его сделали люди с некой целью, но сама модель явления, описываемая словами «вирус, контакт, заражение, эпидемия, антивирус, лечение» – вполне рабочая.

А во-вторых, лично я считаю, что, как и в случае с биологическими и компьютерными вирусами, существует и реальное явление «ментальный вирус», представляющее собой внедряемую в умы самостоятельную ментальную сущность, обладающую средствами распространения, внедрения, контроля, защиты от антивируса, дальнейшего размножения и т.п. Эта сущность, как и компьютерные вирусы – искусственного происхождения. Она в основном текстовая, но бывает, естественно, и в формате видео, картинки, комикса, песни и т.п...

...На самом деле в уме человека встречается, живёт, развивается, размножается огромный зоопарк разных самостоятельных, по-разному оформленных информационных явлений, часто внешнего происхождения.

Анекдоты, мода, байки, слухи, так называемые мемы, навязчивые идеи, поговорки, цитаты из кинофильмов, интернет-мемы (сакраментальный «Превед», если кто ещё помнит), рецепты блюд или получения «кубиков на животе», вирусные рекламные клипы, популярные ролики с Ютьюба, привязчивые мотивы и песенки.

Дадим неформальное, рабочее определение мозгового вируса:

Назовём ментальным вирусом упорядоченную информационную структуру, созданную искусственно, с целью захвата власти над умами, способную при передаче в виде информационного сообщения того или иного формата (новость, книга, статья, письмо, ролик, фильм, песня, пр.)захватывать внимание неподготовленного субъекта, превращаться для него в навязчивую идею, подчинять себе мышление, структурировать его и делать субъекта восприимчивым к внешнему управлению.

Указанные свойства: искусственность, наличие цели, специальная структура, подчинение и управление – очень важны.....

Структура ментального вируса

...Эффективный ментальный вирус, видимо, содержит примерно те же составные части и элементы, которые мы можем наблюдать в компьютерном вирусе или спаме:

- Цель. У вируса, в отличие от другой мозговой флоры (сплетен, слухов, анекдотов) всегда есть цель, к которой побуждается заражённый реципиент. Это обычно некоторое действие плюс дальнейшее распространение

- Крючок: средства захвата внимания. Это такая же социо- и психотехника привлечения внимания, обращения к насущным проблемам и архетипам предполагаемого реципиента вируса, как в привычном нам спаме: всякие призывы открыть и запустить вирус, обращение к гражданской совести или любопытству (цепочечные письма), жадности (нигерийские письма), страху (за своё здоровье, эрекцию, вес и зрение), якобы формальные обращения из ГИБДД, суда, налоговой и банков, обращение к любопытству или похоти (ШОК! ФОТО) и т.п.

А в ментальных вирусах, вбрасываемых в СМИ, крючки – это расчленёнка, смерть, катастрофы, разоблачения власть имущих, грязное бельё звёзд шоу-бизнеса, вести с войны, и тому подобное.

- Средства доставки: вброс через ботов, фейковые аккаунты, виртуальных пользователей, лидеров мнений, многослойные структуры распространения вроде «Банды Навального» (см. ниже), вброс в контролируемых СМИ (часто с мотивировкой «в сети пишут») и т.п.

- Средства внедрения: воздействие на слабые места читателя, типовые реакции, попытки получить сродство с пользователем, вызвать резонанс – для этого используются неуверенность, страхи, шаблоны, родительские знания по Берну, архетипы, высказывания, которые всякий может отнести к себе и воскликнуть: «точно! Я так и знал! Я тоже так думаю! Это ж про меня!» и т.п.

Многократные повторения сообщения являются характерным признаком модуля внедрения, хотя встречаются и не каждый раз. Отключение рационального мышления – главный результат этой раскачки архетипов, который позволяет внедриться в сознание.

- Средства перепрошивки (перепрограммирования): новая шокирующая правда, разоблачение общеизвестного, сообщение секретов, шоковые новости, вы не знали, вас обманывали, теперь вы узнаете правду, предсказание будущего, обещание награды: денег, счастья, здоровья и т.п. Для «перепрошивки» у вируса должен быть набор «фактов» и «ценностей» для замены тех фактов и ценностей, которые он выбивает из мозга заражаемого.

- Средства защиты от антивирусов и других вирусов: указание на врагов, разоблачение их «лжи» заранее, набор аргументов на будущее, «не верьте, если вам скажут, что», оптовое принижение и расчеловечивание оппонентов (ватники, колорады, совки, укропы, Гейропа, пендосы).

Алгоритмы защиты должны быть не сложнее двухходовки...

Будущему оппоненту заранее в рамках его «расчеловечивания» – прямо в данном ментальном вирусе или в отдельных «поддерживающих» мемах и вирусах - приписывают ангажированность, проплаченность, «зоологическую ненависть», заговор, жадность, идиотизм и шкурные интересы, чтобы отбить будущую попытку вычистить вирус.

- Управление захваченным объектом: инструкции по выполнению разных действий - пойти на опрос проголосовать, подписать петицию, скачать софт для DDoS, забомбить сайт или госучреждение массовыми комментами или массовой атакой, выйти с утра на митинг/майдан, перевести деньги и т.п.

- Инструкции по дальнейшему распространению: побуждение сделать максимальный перепост, «скажи своё мнение на этом сайте», расскажи всем, веерная рассылка «важной информации», «разоблачения» веером по адресной книге, лайки-шеры-ретвиты.

В общем, если присмотреться к многим «новостям», «постам», «опросам», «твитам», можно под эмоциями, пафосом и риторикой различить эти мелкие стальные колёсики и пружины у них внутри.

Погонщики ментальных вирусов, конечно, берут на вооружение мета-методы, создавая более сложные надструктуры и сценарии из отдельных вирусов, а также уже опробованные технологические приёмы и методы из рекламы и маркетинга – например, серийное повторение, развитие сюжета, всякую драматургию, пары тизер-плизер, приёмы ложной дилеммы, примыкания (Бред Питт на плакате в часах, которые он на самом деле никогда не купит, употребление слов «Россия» и «ракета» в одних и тех же новостях, без смысловой связи между ними), второстепенные поддерживающие каналы (боковые новостные сюжеты, вытаскивание старых сюжетов) и т.п.

Инфраструктура вирусной индустрии

...Но наиболее изощрён, опасен и наименее заметен государственный слой боевых вирусов, слой информационной войны. Там есть мощная инфраструктура, полная производственная цепочка: аналитики, креативщики, психологи, генераторы вирусов,средства распространения, поддержки, средства вывода в офлайн.

Мы с вами много раз читали про государственные генераторы вирусов, просто не отдавали себе отчёта, что это именно генераторы: например, это полный американский «набор революционера», применённый в Сербии, Грузии, на Украине-2004, в Арабской весне, Сирии. Это набор листовок, текстов, инструкций, логотипов (помните криво нарисованный поднятый сжатый кулак, который не меняется десятки лет?), инструкции по изготовлению коктейлей Молотова, 198 добрых советов Джина Шарпа, одинаковые ролики про солдат «спасибо, что вернулись» для США, Грузии и Украины и т.п.

Только переводи инструкции на сербский, грузинский, арабский, украинский, меняй цвет революции с синего на оранжевый, заменяй выкрик «Так!» на приемлемый в данной стране, шарфики на ленты и повязки, а логотипы, пункты инструкций и картинки можно оставить те же самые – потому что ху кеарс.

Сетями распространения служат, конечно, в первую очередь квазиобъективные, квазисвободные СМИ, а местами первичного вброса, посева – социальные сети, блоги, новостные тизерные сети (те самые ШОК, ФОТО). Первичный вброс отмывается как «новость» в СМИ («в Интернете пишут, что»), и потом, отмытый, он возвращается в соцсети уже как объективная истина – «в газете же написали», потом снова возвращается в СМИ как «в сети пишут, что» и так далее.

Конечно, идеальный вирус со 100% заразностью можно было бы вбросить в одной точке, а дальше уж он сам распространится. Но для большинства вирусов важна первичная плотность посева – она должна быть выше некоторого порога для того, чтобы эпидемия взлетела. Кроме того, одну точку вброса легче потом отследить, вычислить провокатора.

Поэтому обычно вбрасывают сразу во много мест, стараются посеять как можно шире и быстрее.

В социальных сетях машины распространения состоят не только из ботов и виртуальных личностей, но и из десятков тысяч людей, объединённых в концентрические круги, мощные социальные усилители сигнала.

Например, проанализированная нами во время выборов мэра Москвы в сентябре 2013 «Банда Навального» состояла (на то время) из Ядра (110-120 человек), Стаи (400 человек), Тусовки (3-4 тысячи), Стада (40-50 тысяч). На каждом слое были свой социологический состав, своя плотность связей и скорость «репоста».

Эта распространяющая и усиливающая структура (как видим, на каждом слое – усиление сигнала на порядок), которую строили и пестовали несколько лет, служит одной цели: мгновенному распространению вбросов идеологических вирусов из центра структуры на периферию. Любой вброс очередного мозгового вируса позволяет его одномоментно доставить в Твиттер, ФБ, ВК нескольким сотням тысяч пользователей, состоящих в друзьях у Тусовки и Стада.

Есть и другие структуры посева и усиления: кто-то владеет сетью ботов в Твиттере, кто-то ведёт тысячи виртуальных аккаунтов в блогах и делает вбросы через них, у кого-то ботнеты, рассылающие спам и т.п.

А дальше сообщение вируса бесчисленным эхом внезапно начинает наползать со всех сторон на неподготовленного читателя....

Заключение

Неужели прямо вот так вот сидят там где-то какие-то злонамеренные маги и делают ментальные вирусы, выпиливают, собирают, взводят, вставляют батарейки?

Кто эти тихие часовщики, закулисные манипуляторы? Где происходит производственное действие «Хвост виляет собакой»?

Да, делают. Но если даже вы в это не верите (или хотите бравировать «а на меня гипноз не действует»), то модель мозгового вируса, модель эпидемии – работает, выполняет свою объяснительную роль....

https://roem.ru/07-08-2014/109742/pro-mozgovye-virusy/


Как я уже сказала, сегодня число этих вирусов становится критичным и лучше отдавать себе отчет в искусственности их природы и организованности эпидемии, чтобы не стать жертвой ее лавинообразного распространения в российском медиаполе...
Думаю, что примеры каждый может привести сам, исходя из индивидуальной чувствительности к тем или иным возбудителям, я же перечислю некоторые, на мой взгляд, наиболее расхожие -
вирус "церковного мракобесия" (тема передачи Исаакия на баланс РПЦ);
вирус "предательства белорусов" (тема топливно-торгово-визового конфликта);
вирус "слива Донбасса" (тема обострения боевых действий и бездеятельности ополчения);
вирус "разочарования в Трампе" (тема возвращения Крыма и продления санкций);
вирус "красно-белого антагонизма" (тема
реабилитации сталинизма/наступления монархизма).
И все это на фоне универсального персистирующего в общественном российском организме и сознании вируса "недееспособности проигрывающего наднациональным российским элитам Путина" (тема хороший царь-плохие бояре).
Вопрос - что за по-настоящему важные процессы, протекающие параллельно, скрываются за вирусными ширмами-отвлекалочками, создаваемыми  и раскручиваемыми медиа?
Идет ли формирование ответа на сформированный и сформулированный обществом, но неудовлетворенный властью "запрос на справедливость", который стал предвыборным  джокером Трампа, но пока что видимо игнорируется Путиным и его командой?
Медийная ложь и умолчания перестают работать, грубые факты все больше прорываются через ее эфемерную ткань, отвлекающие вирусы-вбросы скользят по поверхности общественного восприятия и неспособны сплотить общество, спровоцировав его, как на разрушение, так и защиту, при необходимости, существующего порядка вещей.
А времени до народного волеизъявления осталось критически мало,чуть больше года, понимает
ли это достаточно ясно предвыборная команда реально безальтернативного для России президента, продолжающая упорно работать над формой, а не содержанием?
Что, если появится некий российский Трамп, который этот неудовлетворенный запрос на справеливость озвучит и что, если герой этот окажется засланным казачком?

Tags: Россия, будущее, власть, выборы, медиаполе, политтехнологии, президент
Subscribe
promo gala_gala15 march 25, 06:32 125
Buy for 20 tokens
ВНИМАНИЕ, ТОВАРИЩИ: ВАЖНЫЕ НОВОСТИ - НЕПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ 18.03.18 ПДС НПСР ЧИТАЕМ О НАРУШЕНИИ ВСЕХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ И ЗАПРЕТОВ - Виктор Имантович Алкснис: "Речь не идет о Грудинине. Мы ведем речь о том, что в ходе избирательной кампании был попран один из основных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments