gala_gala15 (gala_gala15) wrote,
gala_gala15
gala_gala15

Categories:

50 лет Бриллиантовой руке и "другой СССР" - тайный смысл любимой комедии?



Сегодня исполнилось 50 лет со дня выхода на экраны одной из любимейших комедий советских и не только зрителей, сногсшибательной Бриллиантовой руки, шедевра в своем жанре, эталонного кино, полного неисчислимых достоинств и сразу легшего на душу миллионам восторженных зрителей, да так и оставшейся в числе лучших через многие десятилетия...

Уверена, что при одном названии лицо любого читателя озаряет улыбка, а на душе теплеет, ведь все эпитеты, на которые щедры кинокритики, вроде "искрометный юмор, солнечное настроение, тонкая ирония", ныне сказали бы "легкий стеб", масса диалогов и фразочек, тут же ушедших в народ - все это о ней, неподражаемой и близкой к совершенству Бриллиантовой руке.



О великих наших комиках (и не только) Миронове с Папановым и Никулине - говорить не приходится, это было просто пиршество актерских дуэтов и трио, а еще - лучшая комедийная роль Мордюковой, лучшая эротическая - Светличной, целая россыпь блистательных ролей второго плана и эпизодических, ставшие хитами иронические песенки "Про зайцев" и "Помоги мне", да всего не перечислишь...

И вот, об этом маленьком шедевре, к которому, казалось бы, никакой политики не пристегнешь и антисоветчиной не разживешься, в одной из наших эрэфийских фелькише беобахтер, притравленных на антисоветизм, умудрились отыскать тайные смыслы, кукиши в кармане и потаенную антисоветчину Гайдая сотоварищи - ну да, вторая древнейшая, ради красного словца и выполнения заказа не пожалеют и отца.



Читайте, граждане, наслаждайтесь изобретательностью некого журналюги, сумевшего вывернуться наизнанку, а социальный заказ хозяев выполнить - отыскать-таки антисоветчинку в Бриллиантовой и, если вы думаете, что дело в том, что, ахх, в СССР были контрабандисты и валютные проститутки, то вы недооцениваете изобретательность пропагандона, он копнул глубже и пробил-таки очередное антисоветское днище.

Оказывается, наш кинематограф тех лет был "утопическим",  а "шестидесятник" Гайдай, "не имея ни желания, ни возможностей превратить СССР в подлинно если не демократическое, то гуманистическое государство" - стал "придумывать свой собственный Советский Союз", где советские люди были столь же счастливы и свободны, как европейские.
Действительно, СССР-1969 был недемократическим и негуманистическим, куда ему до свободной и гуманной РФ-2019, правда ведь?



И вот, с высоты наших сегодняшних достижений и успехов, так и тянет плюнуть в этот ужасный Советский Союз, благо такие пропагандонские  плевки щедро оплачиваются антисоветчиками во власти, работая на общую концепцию и цель окончательной десоветизации, столь упорно продвигаемую приватизаторами и грабителями советского наследства.

Легким движением пропагандонской руки веселая комедия превращается не то в крипто-антиутопию, не то в голубую мечту режиссера, воплощенную им в художественных образах, доказательств тут не требуется, журналюга это "так видит", Гайдая давно нет в живых, возразить некому, а деньги за дурновкусное сочинение не пахнут, так что полная свобода "творчества"...


[Spoiler (click to open)]
28 апреля 2019
Сокровище нации: «Бриллиантовая рука» как последний великий фильм шестидесятых
Зачем Леонид Гайдай придумал свой собственный СССР


Ровно 50 лет назад, 28 апреля 1969 года, на экраны вышла «Бриллиантовая рука» — лучшая комедия, снятая на русском языке, по опросу зрителей и один из трех самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, что роднит кинематограф Гайдая с классикой советского «серьезного» кино и почему история о горе-контрабандистах встает с этой классикой в один ряд.

Всеобщее восхищение девятым (если считать короткометражки) фильмом Леонида Гайдая столь тотально и необсуждаемо, что обернулось гигантским количеством информации, которая известна практически любому телезрителю и интернет-пользователю. И что сценарий писался специально под Никулина, а Гешей мог стать Вицин (вот, кстати, несыгранная роль, о которой наверняка пожалел не только артист, но и история). Что Стамбул снимали в Баку, а на улице Асафа Зейналлы на стене дома специально соорудили рекламную вывеску Philips. Что «Отель Атлантик» — гостиница «Горизонт» в Адлере, «Михаил Светлов» — теплоход «Победа», «Плакучая ива» — кафе «Курортное», а знаменитый туалет снимали за несколько десятков километров от точки общепита. Что кинокритики отнеслись к фильму снисходительно, причем больше всего досталось Никулину и Мордюковой, а лучшей работой называли эпизодическую роль Николая Трофимова (он играл полковника). Кажется, такие фильмы называют культовыми.

Советские кинокомедии строго делились на несколько поджанров. Была комедия лирическая, в ней зрителю полагалось несколько раз взгрустнуть, а темой была, разумеется, любовь. Была комедия приключенческая, сюда скопом зачислялись почти все соответствующие фильмы на историческом материале, от «Бумбараша» до «Не бойся, я с тобой». Была комедия сатирическая, исторически самая унылая. В ней первоначально и работал Гайдай, он же ее и спас своими «Самогонщиками» и особенно еще более ранним «Женихом с того света», фильмом, едва не стоившим Гайдаю карьеры, изуродованным цензурой и до сих пор сильно недооцененным. Но величие Гайдая в том и заключается, что на жанровые условности Госкино ему было плевать.

«Бриллиантовая рука» ни под какое определение не подпадает, это просто комедия, чистое развлечение, сгусток положительных эмоций, не растерявший своего терапевтического заряда и полвека спустя. Иначе говоря — великое кино. Снятое между тем в десятилетие, когда подобный статус заслужить было чрезвычайно трудно. Шестидесятые — серебряный век советского кинематографа, а «Бриллиантовая рука» — последний великий фильм этой эпохи.

Гайдаевские реформы
Кинематограф шестидесятых — при всем своем сверхнасыщенном, декларируемом реализме — это кинематограф утопии. (К шестидесятнической литературе это тоже относится, но в значительно меньшей степени).
Не имея ни желания, ни возможностей превратить СССР в подлинно если не демократическое, то гуманистическое государство, шестидесятники стали придумывать свой собственный Советский Союз.

Страну, населенную красивыми и свободными людьми — врачами, инженерами, архитекторами, студентами, рабочими, которые раскованно спорят о любви и современном искусстве, ссорятся, расстаются, пьют водку, рожают детей, танцуют, ровно так же, как это делают их ровесники в Нью-Йорке или Копенгагене.

И это не только «Июльский дождь» или «Двое» — в какой-нибудь «Ошибке резидента» всё то же самое: интеллигентные чекисты в узких галстуках жарят шашлык на подмосковных дачах, а неотличимые от них старшие научные сотрудники ездят в Европу по делам.

Гайдай на первый взгляд вообще не из этой компании — мейнстримовый киносатирик, коваль больших касс. Но «Бриллиантовая рука» — не просто шестидесятническое кино, это, может быть, последний великий фильм этой эпохи вообще.

Строить свой персональный Советский Союз Гайдай начал еще в «Кавказской пленнице»: в сшитой из всех одновременно стереотипов «одной южной республике» расцветала мелко-частническая инициатива, организованная преступность и этнократия. Теоретически дело могло происходить в каком-нибудь Ливане. Потренировавшись на более шаблонном, а от того более простом материале, Гайдай взялся за дело всерьез.

Условности гайдаевского хронотопа в «Бриллиантовой руке» устаешь перечислять очень быстро.
Действие происходит в мире, где старшие экономисты «Гипрорыбы» не просто ездят в круизы по Средиземному морю (это как раз реалистично: именно в конце шестидесятых частные поездки за границу стали более-менее обыденными), но и спокойно разгуливают по условному же Стамбулу без товарищей по группе и экскурсоводов в штатском.

Где отели называются «Атлантика» (нейминг для советской гостиницы столь же невероятный, как, скажем, «Африка» или «Австралия»), функционирует синагога (на весь Союз в то время синагог было 60, из них треть — в Закавказье), валютные проститутки не находятся под контролем КГБ, полицейские (то есть, простите, милиционеры) экипированы специальными оперативными средствами и вертолетами так, что никакому Грязному Гарри в Калифорнии и не снилось.

В цветущем южном городе если кто и работает, то только манекенщик в доме моды и механик в автосервисе, а все остальные фланируют по ресторанам, рыбачат и едят мороженое. Про мафию во главе с таким же бесцветным старшим экономистом, только из другой «Гипрорыбы», и говорить нечего. Город-сказка, страна-мечта.

Вчерашний сатирик Гайдай никого не обличал и даже не «высмеивал», отсюда — сразу замеченный — идиотизм исходного посыла: ну в самом деле, зачем везти драгоценности в Советский Союз, ведь мечта каждого советского жулика, наоборот, оказаться за границей. Гайдай не впадает в маразм, но, напротив, абсолютно осознано выворачивает фабульную конструкцию наизнанку.

Действие «Бриллиантовой руки» происходит не в реальном СССР образца 1969 года, а в предельно условной стране, жители которой по чистой случайности носят русские имена. Ну или в том Советском Союзе, в котором сам Гайдай хотел бы жить.

Съемки «Бриллиантовой руки» завершились за месяц до ввода советских войск в Чехословакию, а когда полтора года спустя Гайдаю и Никулину вручали Государственную премию, дело происходило уже в другой стране.
Шестидесятничество с его вольным духом и романтическими фантазиями о «другом СССР» умерло быстро и незаметно — и так получилось, что именно незатейливая комедия про недотепу из «Гипрорыбы» оказалась последним шедевром этого великого десятилетия.


https://iz.ru/873030/aleksei-korolev/sokrovishche-natcii-brilliantovaia-ruka-kak-poslednii-velikii-film-shestidesiatykh

---


Ну да, ну да, действительно, как мы, наивные и доверчивые советские зрители, не догадались?
Ведь: "Действие «Бриллиантовой руки» происходит не в реальном СССР образца 1969 года, а в предельно условной стране, жители которой по чистой случайности носят русские имена. Ну или в том Советском Союзе, в котором сам Гайдай хотел бы жить" - вот так-то!
Наш храбрый автор знает, даже не сомневайтесь - где хотел бы жить Леонид Гайдай, фронтовой разведчик-герой и прославленный советский режиссер, явно не в том СССР, который реально существовал на тот момент, а в неком, представленном им в кино.

Вот так-то, товарищи, а вы, небось, тысячу раз увидев этот фильм и не задумались о диссидентстве и подрывной деятельности режиссера-сценариста, рисовавшего, оказывается, идеальный СССР в этой своей работе, смеялись себе от души, как маленькие, право слово, а то была злобная сатира на советский строй, где на такси по булочным не ездили, в круизы не отправлялись, по ресторанам не сиживали и "детям мороженое-женам цветы" не дарили с бухты-барахты, не на что было: голод-холод-нищета...



Я вот, право же, не знаю, есть такой фортель, который не смогли бы выкинуть наши неполживые пропагандоны за звонкую монету - неужто и в -Спокойной ночи, малыши или -Ну погоди не найдут антисоветчинку и фигу в кармане с камнем за пазухой, если будет дано указание, ведь найдут же и запишут Хрюшу со Степашей в борцы с советским тоталитаризмом, а теть Валю в крипто-диссидентки?

В общем, вышел еще один яркий пример ангажированности расейской медиасреды и ее креативных работничков, упорно и последовательно, каждым своим хрюком и писком, вбивающим в сознание публики, пусть хоть пост-фактум, мысль о том, что "все было не то и не так", "в кино сплошь вранье и лакировка убогой действительности", а творческие работники были все как один борцуны с системой (бывало и такое, но не тогда, не так, не те, и уж точно не Гайдай)...



Нет, такое, действительно, бывало, подпускали некоторые кое-где и антисоветчину и переобувались отдельные деятели потом, после краха Союза, буквально на ходу, посыпая голову пеплом и проклиная "творческую несвободу, цензуру и проклятый тоталитаризм, наступавший на горло их песням" - но, помилуйте, причем здесь зажигательная комедия 1969-го, о забавных похождениях парочки недотеп, при этом, комедия сатирическая, но без двойного дна, вполне себе позволяющая бичевать отдельные недостатки?

А каким боком тут ввод войск в Чехословакию и откуда автору известно о том, какова была картина мира Леонида Гайдая и в чем состоял его образ идеального СССР, откуда инсайд про "другой СССР", который, якобы, Гайдай изобразил в знаменитом своем творении - кто посвятил господина журнализда в глубины сознания и подсознания талантливого советского режиссера?
Или ради следования "линии партии" на опорочивание СССР можно не гнушаться вообще ничем, лишь бы платили?



Кстати, о Гайдае, который был фронтовиком и бесстрашным разведчиком - будущего мастера кинокомедии Леонида Гайдая призвали в армию в 1942-м году, сначала его отправили в Монголию, где ему пришлось готовить лошадей для фронта, но с этой участью Леонид Иович мириться не собирался, и когда в часть за пополнением приехал военком, он не упустил своего шанса.

«Кто в артиллерию?» - спрашивал тот. «Я!» - тут же вызвался Гайдай. «В кавалерию?» - «Я!» - снова ответил боец. «Во флот?» - «Я!». «В разведку?» - «Я!»... «Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список», — прервал его прыть военком.
В итоге Гайдай оказался на Калининском фронте, где "показал себя бесстрашным бойцом: в одном бою он уничтожил гранатами пулеметный расчет, затем захватил несколько пленных".
[Spoiler (click to open)]

Неоднократно ходил в разведку за «языком». Храбреца наградили медалью «За боевые заслуги». 20 марта 1943 года Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, но выжил. От ампутации ноги категорически отказался, и перенес 5 сложных операций, пробыв в госпиталях около года.

А про то «собеседование» в Монголии Леонид Гайдай не забыл, после войны использовав его в известном эпизоде из «Операции Ы». В 1985 году режиссера наградили Орденом Отечественной войны I степени.
«Леня очень рвался на фронт из степей Монголии, куда его отправили объезжать лошадей для армии. А еще он был очень хитрым, и когда к ним в часть приехали набирать бойцов в разведку, смог обмануть военкома. На вопрос: «Кто знает немецкий?», тут же вышел из строя.

А знал он по-немецки всего одно стихотворение. Вот его и начал декламировать. Ему поверили, и так он стал разведчиком. Даже не знаю, как он такой худой таскал на себе «языков», но таскал. Он не любил рассказывать о войне, говорил, что те, кто там не был, все равно не смогут понять, что они вынесли, что пережили.

Зато после фронта в нем появилась уверенность, что после таких страшных жертв нужно дать людям радость. Что он и делал всю жизнь. Как ни странно это прозвучит, но именно эта чудовищная война сделала из него мастера комедии.

https://www.kp.ru/best/msk/actors_heroes/

---
Но разве это имеет какое-либо значение, если есть тренд на создание образа страшного Советского Союза, "недемократического, негуманистического и утопического", из которого приходилось бежать в воображении в чудесные картины, созданные режиссерами-шестидесятниками, к числу коих, разумеется, относился и Гайдай, чей психоанализ так неполживо провел бойкий журналистик...

ВАША САМАЯ ЛЮБИМАЯ СОВЕТСКАЯ КОМЕДИЯ?

БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА
22(28.2%)
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ
19(24.4%)
КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА
11(14.1%)
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
5(6.4%)
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ
4(5.1%)
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ
9(11.5%)
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН
3(3.8%)
ИНАЯ
5(6.4%)


UPD
[Spoiler (click to open)]

mius_front1
29 апреля 2019, 01:16:56
Тётя Валя - агент ЦРУ, я этот слух еще в начале 80-х слышал. У нас в городе висели афиши с её программой "От всей души", мать как раз купила билеты, и тут дня за три пошел слух, что Леонтьева не приедет, она оказалась агентом ЦРУ, и при попытке ареста выбросилась с седьмого этажа, прямо из окна сиганула! Надо ли говорить, что после таких слухов выступление перенесли из городского дома культуры на стадион, который в день выступления был битком, а тётя Валя вышла на сцену и сразу сказала, что она к нам не с седьмого этажа упала, а из под земли вылезла, но она живая, кто сомневается, может подняться на сцену и потрогать её, оказывается перед выступлением была экскурсия в забой угольной шахты для всей команды из телепередачи , дело было в Донбассе, год примерно 1983, с тех пор я в курсе , что тётя Валя - антисоветчица, и даже не шифровалась.
А про "Ну, погоди!" - это скрытая пропаганда гомосексуализма и педофилии, взрослый хипстерского вида волк все 16 серий домогается юного зайца.
Спокойной ночи малыши - это критика советской системы образования и дошкольного воспитания, Хрюшу воспитывают и образовывают с 1964 года, а он как был некультурной и глупой свиньёй, так и остался.


vlad_cepesh
29 апреля 2019, 05:54:44
Моя любимая советская комедия - "Иван Васильевич меняет профессию". Что до "утопичности" Бриллиановой руки ,то она не более утопична чем современные ей комедии с Бельмондо и Челентано. Это вообще было время великих комедий, отражающих социальный подъем и веру молодого поколения в будущее . Для СССР 60-е были самым счастливым периодом, временем большим надежд и упущенных возможностей. Ввод войск в Чехословакию их перечеркнул, это правда, которая сначала стала понятна Кастро и европейским коммунистам, а некоторое время спустя и всему народу.
Наступили унылые 70-е с их пошлостью и заливной рыбой.

Выискали же фразу Управдомши "Боюсь что ваш муж тайно посещает синагогу", хотя Семен Семеныч натурал и никого кроме, любовницы не посещал, и то один раз:)))
Как грится, у кого чего болит.

"ровно так же, как это делают их ровесники в Нью-Йорке"
В шестидесятые их ровесников в Нью-Йорке избивали дубинками, поливали из водометов, травили газом, сажали, случалось и убивали. Самый разгар движения за гражданские права и протестов против войны во Вьетнаме.
За Копенгаген не скажу , а в Британии "раскованные споры о любви и современном искусстве " выглядели так.


maniflora
29 апреля 2019, 10:41:14
Я отметила "Иван Васильевич"(лучший фильм всех времен, ИМХО) и 12 стульев с Гомиашвили. Но хотела бы добавить в свой список еще один недооцененный, к сожалению, гайдаевский фильм - "Операция "Кооперация". Чем больше времени проходит, тем яснее гениальность предвидения мастера. Как ясно в конце 80- х он предсказал бандитские 90-е и весь ужас, к которому ведут страну!... Притом, что фильм вроде бы легкомысленный...

---
*любящие Бриллиантовую руку и считающие, что неполживый журналюга-рецензент ..эээ.. чудак и неправ в данном вопросе, лайк...
Tags: СССР, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gala_gala15 february 10, 2019 22:22 26
Buy for 20 tokens
Законопроекты так называемых сенаторов из конторы под вывеской Совфед, касающиеся свободы слова, то есть, фактического запрета на нее, вызвали в обществе вполне резонное возмущение, причем нашлись граждане с юридическим образованием и даже степенями, которые взяли на себя труд проанализировать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

Bestmius_front1

April 28 2019, 22:16:56 UTC 2 years ago

  • New comment
Тётя Валя - агент ЦРУ, я этот слух еще в начале 80-х слышал. У нас в городе висели афиши с её программой "От всей души", мать как раз купила билеты, и тут дня за три пошел слух, что Леонтьева не приедет, она оказалась агентом ЦРУ, и при попытке ареста выбросилась с седьмого этажа, прямо из окна сиганула! Надо ли говорить, что после таких слухов выступление перенесли из городского дома культуры на стадион, который в день выступления был битком, а тётя Валя вышла на сцену и сразу сказала, что она к нам не с седьмого этажа упала, а из под земли вылезла, но она живая, кто сомневается, может подняться на сцену и потрогать её, оказывается перед выступлением была экскурсия в забой угольной шахты для всей команды из телепередачи , дело было в Донбассе, год примерно 1983, с тех пор я в курсе , что тётя Валя - антисоветчица, и даже не шифровалась.
А про "Ну, погоди!" - это скрытая пропаганда гомосексуализма и педофилии, взрослый хипстерского вида волк все 16 серий домогается юного зайца.
Спокойной ночи малыши - это критика советской системы образования и дошкольного воспитания, Хрюшу воспитывают и образовывают с 1964 года, а он как был некультурной и глупой свиньёй, так и остался.

Recent Posts from This Journal